воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Ефим Шифрин в Абакане


     Накануне концерта в Абакане известный юморист Ефим Шифрин дал интервью представителям местных СМИ.
Корреспондент «АбаканОнлайн» узнала о том, как по-настоящему зовут артиста, о том, что слово «провинция» следует забыть и о передачах, которые покажут по центральным каналам в честь 55-летнего юбилея артиста.
     Ефим Залманович произвел впечатление человека умного, интеллигентного, обаятельного, с хорошей, грамотной речью. 

     – Скажите, как вас зовут на самом деле?
Е.: (Ефим Шифрин) Вопрос простой, а отвечать на него долго. Мое имя Нахим. Так меня зовут близкие друзья, родственники. Так как у этого имени нет уменьшительной формы, варианты были бесконечными. Я был и Фемистоклюсом, и Фимой. Поэтому откликаюсь на все, что похоже по звучанию. А брат до сих пор называет меня Химик. Кстати, семантически греческое Ефим и еврейское Нахим означают примерно одно и то же. В первом случае имя означает «благодушный», во втором – «утешение». Так что во всех отношениях я - круглый отличник. По паспорту я Нахим, а Ефим – это мой творческий псевдоним.

– Творческий путь начался с Магадана?
Е.: О нет, ещё дальше, Магадан – это, считайте, столица. Мы жили в маленьком таежном поселке Сусуман, который находится в шестистах километрах от Магадана.

– С чем у вас ассоциируется Сибирь?
Е.: Ну, климатом, погодой меня не удивишь, это все мне знакомо с детства. Морозы были куда более трескучие, порой доходили до -60. Детство осталось в памяти морозным, снежным, сверкающим. А Сибирь – это место моего гастрольного кочевья. Я её объездил всю за несколько десятков лет. Побывал по много раз во всех городах, да и в Абакане не впервые.

– Какие впечатления от Абакана?
Е.: Вы знаете, я стал замечать, что визуальная разница между столицами и провинцией становится все меньше. Раньше она была отчетливой. Ты понимал, что приехал в глубинку, как бы обидно это ни звучало. Уклад, говорок местный, бедность заметная, одежда. Последние годы разница стерлась, почти ее не замечаешь. В столице гостиницы бывают порой хуже, чем здесь. Что касается внешних примет, про слово «провинция» можно забыть. Я уже не говорю про молодежь, которая представляет лицо города. Она мало отличается от столичной, а иногда даже и круче по манерам, обходительности. Всю разницу сравнял Интернет, телевидение. В годы учебы я собирал различные говорки, это был мой конек. В упражнениях по сценической речи я выбирал строфу из «Евгения Онегина» и со всеми возможными говорками ее декламировал. Сейчас это упражнение становится бессмысленным. Местный говор сохранился разве что в очень отдаленных поселках.

– Кого вы можете назвать своим учителем?
Е.: Тут два «боевых отряда»: непосредственные учителя и те, которые об этом даже не подозревают. Я учился на литературе, кинематографе западном и отечественном. Не знаю, чего бы я достиг, если б мальчишкой не пропадал в кинотеатрах и не прочел всего того, что папа бережно собирал на полках. Не могу не назвать Достоевского, Толстого, Пушкина, Платонова. Тех, кого я могу назвать непосредственными учителями, тоже много. Это и мой мастер на курсе, и режиссеры, с которыми я работал – Казаков, Мирзоев, Кончаловский. Отвечая на такие вопросы, всегда боюсь кого-то не назвать.

– У вас скоро юбилей. Как планируете отпраздновать?
Е.: 55 лет – что за юбилей? Я его называю полукруглым. Вообще меня удивляет то, что когда у меня был круглый юбилей, полтинник, и то такого интереса ко мне не было. Очевидно, моя заслуга и в том, что на эстраде я долгожитель. «Поляну накрывать» не собираюсь, не потому, что жадный, а потому, что это меня угнетает: здравицы, пожелания удачи, успехов. Зато будет много эфиров на телевидении. Во-первых, в формате «Пусть говорят» выйдет шоу, в котором будет очень много сюрпризов. Малахов и его команда любит «рояли в кустах»: они позвали неожиданных для меня людей, и я очень растрогался. Группа так хорошо поработала, что, думал, меня хватит апоплексический удар. Когда из закутков выходил кто-то, кого я совсем не ожидал увидеть, я думал: «Ну, а его-то как нашли?». В общем, получился очень теплый эфир. Будет два документальных фильма: на «Первом канале» и на «ТВ Центре». Ещё покажут бенефис на канале «Россия 1» в формате «Субботнего вечера». Но из всех этих громких эфиров самым дорогим для меня будет повтор телефильма «Пьеса для мужчины» по Хармсу на «России К», который был назван лучшим российским телефильмом 2009 года.

– У вас есть любимые места отдыха?
Е.: Отдыхать в смысле сидеть без дела я не люблю. Не езжу на модные курорты, разве что по работе. Полдня могу поваляться на пляже, но чтоб специально где-то отдыхать – такого за мной не водится. Не люблю безделье.

– У вас есть друзья среди соратников по цеху?
Е.: Я со всеми в хороших отношениях, врагов нет. Но это приятельство ни к чему не обязывает. Иногда созваниваемся, интересуемся, как дела, но обязанности дружить нам никто не вменял. Если что случится, мы откликнемся, но не сидим друг у друга на шее. Поэт Светлов говорил, что дружба – это понятие круглосуточное. У нас не так.

– Каковы ваши планы на будущее?
Е.: Прошедший сезон был очень урожайным на концерты, спектакли. Я много ездил, очень устал. Наша профессия зависит от организаторов. Сам себе ничего не загадываю. Позвонили – собрал вещички и поехал. Нет – сижу и жду звонка.

– Вы не только рассказываете монологи во время выступлений, но и поете. Можно об этом подробнее?
Е.: Пою я немного, выпустил несколько дисков. Но в бенефисе на «России 1» будет много музыкальных номеров, например, дуэт с Катей Гусевой, Ренатом Ибрагимовым и другие.

– Скажите, что вы думаете по поводу юмора на российской эстраде. Существует мнение, что он в последние годы деградирует.
Е.: Сколько я живу, столько это мнение и бытует. Искусство юмора все деградирует и деградирует, все стенают и ноют: всё плохо, и хуже быть не может. Где дно наших сетований? Юмор вообще вещь зыбкая и легко критикуемая. Эстрада всегда была под прицелом серьезной высоколобой критики, её никогда не любили эстеты. Мы боялись разгромных рецензий в центральных газетах, замирали, когда видели на концертах известных критиков. Фигляры, комедианты – почти ругательные слова. Тем не менее, без них нельзя обойтись в жизни. У нас с театроведами взаимная неприязнь: они не любят юмористический жанр, а мне скучно с теми, кто считает, что искусство должно быть трагическим, сложным.

– У Абакана в этом году юбилей – 80 лет, что пожелаете нашим горожанам?
Е.: Так легко поздравлять тех, кто старше тебя (смеется). Я здесь не первый раз. Два раза встретились – уже друзья. Поэтому на правах друга я желаю городу яркой истории, теплой весны, хорошего лета. Пусть город развивается, и в него приезжают добрые и желанные гости.

– Наша редакция дарит вам национальный сувенир – шаманский бубен.
Е.: (стуча по бубну) И будет мне счастье?

Виктория Мартьянова

Комментариев нет:

Отправить комментарий