воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Шут у власти

Зал еще не утих, еще ерзают и кашляют, а на сцене актеры словно соревнуются со зрителями в шуме. Публика собралась на спектакль Романа Виктюка «Король-Арлекин». Какие-то слепые женщины в странных одеждах судорожно корчатся и берут в руки стулья. Переворачивают их, поднимают и вновь с грохотом бросают на пол. Хаос. Шум. Висят два длинных портрета королевы танца Пины Бауш. Вывеска – «Кафе Мюллер». Хрип граммофонной пластинки. Немецкая музыка. Вдруг невольно вспоминается Гоголь: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»


Впрочем, к Гоголю этот сюжет отношения не имеет. У «Короля-Арлекина» своя красивая мистическая история. Режиссер Виктюк всегда любит такие. Пьесу Рудольфа Лотара впервые в России поставил Александр Яковлевич Таиров в Московском Камерном театре. Было это в 1917 году – сразу через пару недель после Октябрьской революции. Спектакль о шуте, провозгласившем себя королем, конечно же, запретили. Так и написали на тексте пьесы: «Показывать нельзя!» Роман Виктюк достал уникальный экземпляр из хранилища театральной библиотеки в Петербурге (он был единственным за долгие годы, кто открыл папку с текстом пьесы) и пригласил зрителей на премьеру.

В спектакле заняты практически все ведущие актеры театра Виктюка. В роли королевы-матери – Людмила Погорелова, интриганки Гизы – Екатерина Карпушина, брата короля Танкреда – Александр Дзюба, комедианта Панталеоне – Игорь Неведров. В главной роли Арлекина – Дмитрий Бозин. Все персонажи – участники одного странного события. Представьте себе: королевский дом накануне передела власти. Дни старого короля сочтены. Бразды правления должен принять его сын – принц Боэмунд. Без сомнения, он станет очередным диктатором, его стальные латы средневекового рыцаря крепки и непробиваемы, а под ними бьется стальное сердце. Но! – случай меняет все планы. Нищий актер, безродный Арлекин, случайно убивает принца и восходит на престол под его именем. Шут у власти. С-м-е-ш-н-о. Сможет ли шут по имени Арлекин стать хорошим королем? Он очень хочет издавать честные указы и принимать справедливые решения и тешит себя иллюзиями, что у него получится именно так! Ох. Г-р-у-с-т-н-о. Комедиант, художник Арлекин еще не знает, что королевская власть – это власть винтика, марионетки в огромном механизме под названием «королевство».

В программке к спектаклю «Король-Арлекин» написаны слова Пины Бауш: «Мне не интересно, как люди двигаются. Мне интересно, что ими движет». Что движет художником, который идет во власть? Какова судьба художника, который однажды попробовал вкус власти? В финале спектакля Арлекин исчезает в бурных потоках реки. Он отказался от власти и выбрал свободу. Почему? Ответ простой. Потому что власть убивает в человеке все самое прекрасное. Художник, облеченный властью, должен, точнее – просто вынужден научиться подчиняться и уничтожать. Не смешно. С-т-р-а-ш-н-о. Но почему-то всегда и везде художники так стремятся войти во власть. Многие художники. Имена и фамилии называть необязательно. Они у всех на слуху.

Александр МЯГЧЕНКОВ, Марина МЕРКУЛОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий