суббота, 1 октября 2011 г.

Барнаульскому зрителю представили спектакль «Торговцы резиной»


Барнаульскому зрителю представили спектакль «Торговцы резиной»Три актера держали зал в напряжении Фото Ярослава Махначева
В постановке участвовали Татьяна Васильева, Ефим Шифрин и Иван Агапов.
Спектакль Виктора Шамирова «Торговцы резиной» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина по-настоящему взбудоражил театральную общественность.
Левин еще при жизни был признан классиком. Известный своими социальными пьесами, он всегда откровенно и просто писал о том, о чем обычно не смеют говорить вслух. Его называют израильским Хармсом, политическим сатириком- скандалистом.
Изделия для героев
«Откровенная до скандальности и смешная до колик», - так пишут об этой постановке в Интернете. В пьесе всего три действующих лица – продавщица в аптеке, которую играет Васильева, человек средних лет, владеющий чеком на хорошую сумму, в исполнении Шифрина и господин постарше (Агапов), унаследовавший от отца десять тысяч презервативов. Вокруг них и разворачивается действо, так что эти резиновые изделия также с полным правом можно назвать героями пьесы.
У каждого из находящихся на сцене своя цель – продавщица хочет выйти замуж за владельца чека, чтобы пользоваться этим самым чеком, владелец хочет жениться, но не стремится расставаться с суммой в банке, а третий герой мечтает сбагрить резиновое наследство в аптеку по выгодной цене, пока у изделий не закончился срок годности. Вот, собственно, и весь сюжет.
О чем спектакль, становится понятным только во втором действии. До этого в довольно откровенных разговорах героев слово «презерватив» звучит столь часто, что публика в зале начинает возмущенно переглядываться, а кое-кто из представителей старшего поколения даже покидает зал. Честно говоря, понять их можно: интриги никакой, только монологи Шифрина о желании продолжить род человеческий.
Правда, после антракта становится ясно, что все-таки хотел сказать автор. Занавес поднят, на сцене постаревшая продавщица, господин с возросшей суммой чека, но по-прежнему одинокий, и третий герой, так и не сумевший найти применение ни одному изделию из своего наследства. Из их уже куда менее откровенных разговоров становится ясно: каждый из них мог бы быть счастлив и не одинок, если бы не так трепетно относился к мелочам жизни - чеку, аптеке и тем самым резиновым изделиям. Об этом и хотел сказать режиссер, ставя Левина. Получилось, честно признаюсь, туманно.

«То, что ниже пояса, ничуть не хуже остального»
После спектакля Ефим Шифрин, даже не смыв нанесенную на голову седину, дал эксклюзивное интервью корреспонденту «ВБ».
- Этой постановке два года, - начал разговор Ефим Залманович. – Я согласился в ней участвовать сразу, пьеса мне понравилась безоговорочно. Я знаю переводчика Виктора Краснова, который живет в Израиле, он сам драматург. И одну из пьес Левина я видел в театре Виктюка, влюбился в этого автора. Поэтому согласился не колеблясь, хотя и понимал, что она эпатажная.
- Как вы считаете, нормально ли, что современные постановки в основном эпатажные, пошлые?
- А что здесь пошлого? В советские времена я понимал, что значит – «ниже пояса». Секса тогда не было, и все, что касалось отношений между полами, так называлось. И почему-то советская мораль перекочевала в нашу жизнь и мы называем пошлым все то, о чем сами любим поговорить в компании. Но все это не пошло, пошлы наши представления. Пелена с основного инстинкта человека скинута. Другой вопрос, что важен уровень разговора о нем. Ханох Левин написал пьесу, где вместо презерватива могла быть другая мелочь, которая давала бы повод поговорить о жизни. Речь же не о том, как их пристроить, а о том, что в суете и погоне за мелочами люди теряют самое главное и остаются одинокими.
Я даже в блоге своем писал: чем то, что ниже пояса, хуже того, что выше? В конце концов, это дает жизнь. Можно говорить об этом как Толстой в «Крейцеровой сонате», как Миллер в «Тропике Рака», как в кино «Эммануэль». Но нельзя об этом не говорить.
«Блог меня изменил»
- Слово «блогер» к вам применимо?
- Да, я блогер со стажем. Я очень люблю свою аудиторию, у меня около четырех тысяч подписчиков. Могу даже сказать, что благодаря им я ощущаю перемены в себе, общение с читателями для меня много открыло, дисциплинировало.
- Почему вы пошли в Интернет? Не хватало сцены для выражения своих мыслей?
- Странный вопрос… Мир же меняется, невозможно остаться глухим к этим переменам. Да, можно ездить на велосипеде и писать гусиным пером, не замечая прогресса. Но это не соответствует моему характеру, не могу жить в мире, который был вчера, хочу в сегодняшнем, сохраняя нравственные ценности. Хочу говорить на языке, привычном людям. Социальные сети объединили огромное количество людей, они перестали чувствовать себя заброшенными. Чтобы увидеть моего американского зрителя, мне не надо лететь восемь часов за океан. Социальные сети, блог, скайп вернули мне многих, с кем, казалось, попрощался навсегда.
- Котельник, Нахим – почему в Сети вы под разными именами?
- Нахим – это мое настоящее имя, по паспорту. Считаю, что в социальной сети я должен быть не под сценическим именем, а под тем, которое знают одноклассники, которое дали мне родители. А Котельник – в «Живом журнале» приняты никнеймы, я его долго не выбирал, дал своему блогу имя места жительства – Котельническая набережная.
Восхищаюсь этой осенью
- Ефим Залманович, театр сейчас – ваша основная деятельность?
- Нет. Закончатся гастроли с театром, поеду на Украину с эстрадным спектаклем. Потом будет цирковой проект. Вечерами я становлюсь писателем, родственником своим родным. Днем – спортсмен, хожу в спортзал.
- Цирковой проект – продолжение «Цирка со звездами»?
- Нет. Боюсь, что рано об этом заговорил, – готовится юбилей Юрия Никулина, из рук которого я когда-то получал свой первый диплом.
- На Алтае вы бывали?
- Конечно, за 33 года на сцене бывал. Но не с «Аншлагом» - я ушел оттуда раньше, чем у них появилась традиция ездить на Алтай.
- Вы говорили, что отдыхаете на гастролях. В Барнауле отдохнуть удалось?
- Большую часть дня до спектакля заняла дорога. К сожалению, это привычная форма нашего существования, артисты – самые безнадежные кочевники в этом мире. Весь день мы ехали из Кемерова, но дорога вознаградила за бессонницу потрясающими видами, удивительной красотой. Всю дорогу ахали, давно такой осени не видели. Погода, «золото» на деревьях – потрясающая осень. Я вообще весенний человек, считал, что осень не люблю, она меня вводит в уныние. Но после этих дней все плохие слова об этом времени года беру обратно.
- Вы упомянули, что занимаетесь спортом.
- Да, фитнесом. Профессиональным спортом никогда не занимался. Но в спортзал хожу ежедневно. Можно бы было эти тренировки назвать бодибилдингом, если бы мог похвастаться весами, которые берут культуристы.
- Читал, что вы мечтаете побывать в Латинской Америке.
- Это единственная часть света, где я никогда не был. У меня неосуществленных мечт не бывает, чего хочу, обычно добиваюсь. Думаю, и до Латинской Америки обязательно доберусь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий