понедельник, 17 октября 2011 г.

Образ жизни — Ефим Шифрин

      Годы, тем более десятилетия, никого не делают краше и здоровее, но к Ефиму Шифрину, кажется, это не относится. Артист, известный на эстраде уже нескольким поколениям зрителей как полупьяный неудачник, постоянно попадающий впросак, однако твердо убежденный в том, что жизнь не только прекрасна, но еще и удивительна, в реальной жизни живет в совершенно ином режиме, не только не останавливаясь, но и разносторонне продвигаясь в личностном саморазвитии.
      Ефим Шифрин признается, что воспринимает дальневосточников, равно как и всех прочих зрителей, живущих за Уралом, совершенно иначе, чем столичных жителей.
      - Дальневосточники нравятся мне по замесу, — объясняет он. — Это, наверное, вопрос к генетикам — почему у вас такая замечательная публика? Здесь нет этой разъедающей составляющей — столичного скепсиса, мегаполисной разлагающей гнильцы. Столичные зрители — премьерные. Они не ходят на концерты. Только на модные премьеры. Поэтому я уверен, что на столичных жителях не надо проверять новые концерты. Всегда считалось, что премьеры следует везти в Санкт-Петербург, а я предпочитаю уехать за Уральские горы. Там со зрителем не надо договариваться — вышел на сцену, и сразу все хорошо.
      Такого же мнения Ефим Шифрин придерживается и относительно столичного образа жизни вне сцены. Он очень ценит свое время, которое ему есть куда потратить с гораздо большей пользой, чем это принято среди его коллег и тех, кто причисляет себя к таковым. Несмотря на довольно насыщенный концертный график, ему удается находить время для множества других конструктивных занятий — попросту отсекая из своей жизни все лишнее.
      - Я убираю то, что для меня ничего не значит, — рассказывает артист. — Та самая светская жизнь, которая занимает большой пласт в досуге нашей «элиты». Считаю это абсолютно пустым времяпрепровождением, которое ничего не дарит. Многочисленные тусовки, где все здороваются и прогуливаются с бокалами шампанского, нужны разве что для заведения полезных знакомств, например, для молоденькой актрисы, которая хочет получить роль. Я давно понял, что возможности утвердиться в искусстве такие тусовки не дают. Таким образом, у меня освобождается время для спорта, написания книг и блогов в Интернете, путешествий, да и просто для того, чтобы помолчать и побыть одному.
      Ефим Шифрин никому не навязывает свой образ жизни и не осуждает любителей светских гуляний, но резко реагирует на прочно вошедшее в наш обиход слово «звезда» по отношению к хоть сколько-нибудь засветившемуся на экране или на сцене персонажу.
      - Я бы штрафовал журналистов и актеров, которые называют кого-либо «звезда», — то ли шутливо, то ли всерьез возмущается он. — Что это слово вообще обозначает? Не помню, чтобы так называли людей, которых я действительно уважаю. Это не наше слово. Гораздо больше мне нравится определение «мастер» — от него ощущается ассоциативный ряд с булгаковскими образами. У нас же «звезда» — в том числе и полуодетая певичка, совершенная шептунья, у которой от звезды — один только горящий хвост за спиной, — шутит Ефим Шифрин.
      Тот же протест Ефим Шифрин выражает и утвердившемуся в народе определению понятия «пошлость».
      - Почему-то сейчас считается, что пошлость — это когда «про это». Я же считаю, что пошло то, что бездарно, безвкусно, плоско, банально… И почему темы «ниже пояса» у нас принято считать чем-то постыдным, запретным? И вообще, что это за ватерлиния такая — «ниже пояса». Как говорится, помой, и будет так же чисто — не хуже уха. А между тем «про это» дало толчок развитию всего искусства — глыба античной литературы, кладезь мировой литературы — тоже «про это». Что притянуло Ромео к Джульетте, чем они занимались той ночью — неужели читали друг другу сонеты Шекспира? Мой жанр должен говорить «про это» не красиво, но смешно…
      Несмотря на известность, любовь публики и официальное признание, Шифрину пришлось немало пострадать в искусстве — причем совершенно вне зависимости от степени своего актерского дарования.
      - Моя эстрадная маска сыграла со мной злую роль, — с ноткой сожаления признается Шифрин. — Мой «идиотик» сослужил мне плохую службу в первую очередь в глазах значительной части нашей интеллигенции, среди которой принято не любить эстраду, а само слово «эстрадник» произносить с брезгливостью. Вообще советская интеллигенция считает, что должно воспринимать все живое через призму страдания, а все легкое и веселое — это нечто постыдное. Я же вижу здесь смешение понятий. На самом деле для творца веселье очень сложно, хотя и воспринимается зрителем гораздо легче, чем, например, творчество диссидентов…
      И все же с течением времени меняются не только политический строй и курсы валют, но и человеческое восприятие окружающей действительности, в том числе искусства. Сейчас на концертах Ефима Шифрина в зрительных залах можно увидеть немало молодых людей, которые воспринимают его творчество вполне адекватно, аплодируя, но не морщась. Возможно, некоторая заслуга в этом — участие Шифрина в популярном телепроекте в качестве циркового артиста-любителя многих жанров. А еще — его активная позиция в Интернете. Он проводит много времени, общаясь с единомышленниками в социальных сетях, и даже ведет свой постоянный блог в ЖЖ — интернет-сообществе, где каждый желающий может самовыражаться так, как считает нужным.
      - Наверное, мой блог в Интернете — возможность утолить писательское тщеславие, еще один способ самовыразиться. Человеку, живущему в искусстве, всегда мало того, что есть. Всегда кажется: еще есть что рассказать. Я давно пишу — у меня вышло уже три книги… Но Интернет явил эффект сиюминутного контакта с читателем. Благодаря этому у меня появилось много интересных знакомых — египтолог, шумеролог, несколько киноведов — иногда они присылают мне ссылки, пройдя по которым я чувствую себя идиотом, — в очередной раз то ли в шутку, то ли всерьез откровенничает Шифрин. — Хотя я много учился, все равно интернет-общение меня обогащает. И вместе с тем в соцсетях я не добавляю в «друзья» всех, кто туда просится. Чаще всего это весьма далекие мне по интересам люди. Ну зачем мне «дружить» с теми, кто способен только написать, как меня любит его бабушка, или попросить денег — а такое пишут постоянно.  Обычно я смотрю в анкетах тех, кто хочет общаться со мной в соцсетях,  на графу «интересы». Хотя случайные знакомства все же бывают полезны. Много лет назад на ступеньках Томской филармонии меня поджидал парень, совершенно не похожий на писателя, — Женя Шестаков. Он автор значительной части репертуара Геннадия Хазанова, покойного Михаила Евдокимова и других известных юмористов.
      А вот в дамскую юмористику Ефим Шифрин, по его словам, «не очень верит».
      - Женщину всегда что-нибудь выдаст — что за рулем, что в тексте, — по-доброму шутит артист. — Как в том анекдоте: «Можно смотреть бесконечно на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как блондинка паркуется». Конечно, есть женщины, которые замечательно пишут, но я не стал бы читать их произведения с эстрады. Пусть это делает талантливая женщина.
      Продолжая тему своей популярности у молодого зрителя, Ефим Шифрин опять пускается в воспоминания юности.
      - Хотя современные юмористические телепроекты отобрали часть аудитории, я тоже в свое время ходил на тех, кто нравился, — и это не обязательно были мои ровесники. Помню, как неделю жил ожиданием концерта Аркадия Райкина, дышал этим… Это журналисты поделили зрителей и артистов по возрасту. А на самом деле сегодня шоу-бизнес явил нам смелые вещи! У нас певица постарше может завести себе молодого приятеля… Помнится, когда-то давно у уже не знакомых современной молодежи куплетистов был диалог: «К вам девушка! — Нет, не ко мне — мои все умерли!»… Надеюсь, что мои еще не все умерли, — жизнерадостно  верит в лучшее Ефим Шифрин.
      И вера эта — оправдана. Несмотря на солидные годы, сегодня Ефим Шифрин даст фору многим парням на пару десятков моложе него. Все дело в фитнесе и здоровом образе жизни, которые артист давно выбрал своим кредо. На съемках циркового кинопроекта зритель смог убедиться в отличной физической форме юмориста, увидеть через  зачастую весьма откровенные цирковые костюмы его фигуру, где нет лишних жиринок и складок, зато есть все полагающиеся бицепсы и трицепсы.
     - Я считаю, что плохой внешний вид в наше время — это прежде всего неуважение к самому себе и к окружающим, — утверждает артист. —  Сейчас эрос буквально разлит в воздухе — реклама, телевидение, популярные журналы... И я удивляюсь, почему глобальный нудизм вокруг не выглядит упреком для пивных животов и преждевременно стареющих женщин. Часто бываю в южных городах и вижу, кто отдыхает на пляжах… А потом захожу на интернет-форум, где люди только и плачутся о неустроенной личной жизни… Надо понимать, что эрос замешан на внешности, и брать вектор на физическую привлекательность. Печально наблюдать тридцатилетних мужчин со вздувшимися пивными животами. Конечно, можно полюбить человека за ум, богатый внутренний мир, но когда наступает ночь и задергиваются шторы, возникает закономерный вопрос: «Что с этим делать?».   Профессиональный спорт здоровья не дарит, даже наоборот. Но фитнес в разумных пределах дарит ощущение здоровья и хорошего настроения. Лучше заниматься спортом, чем сомнительными ценностями гламура. Единственное, за что я простил глянцевые страницы, — так это за пропаганду фитнеса.
      Конечно же, здоровый образ жизни не ограничивается походами в тренажерный зал, необходимо соблюдать и некие ограничения, например, в алкоголе. Ефиму Шифрину не чуждо ничто человеческое, но здесь он нашел для себя компромисс.
      - Часто приезжаю в аэропорт ранним утром, в шесть-семь часов, и вижу, что пиво превратилось в заменитель лимонада, люди перестали видеть в нем алкоголь, — возмущается он. — Однажды я внушил себе, что буду обходиться сухим вином — чтобы и компанию поддержать, и не навредить себе. Вскоре на каком-то банкете меня увидела с бокалом вина наша актриса Татьяна Васильева и заявила: «Водку надо пить, водку!». Между прочим, она все еще прекрасно выглядит, хоть и в возрасте. Но когда я нашел нам пьесу на двух актеров, отказалась — сказав, что ей рано играть старух. И все же все хорошо в меру. Я когда-то считал, что красной икрой невозможно наесться, и только здесь, на Дальнем Востоке, понял, что можно — когда последняя икринка застревает в горле. Так же и в спорте — я видел «убитых» качков, еще и с квазиаптечной поддержкой… При мне из спортзала увезли мужчину пятидесяти пяти лет с инфарктом — слишком азартно жал штангу от груди, наращивая вес вопреки разумным нагрузкам… И хотя я в этом году в дороге был больше, чем дома, все же стараюсь регулярно заниматься.
      Напоследок у Ефима Шифрина спросили: «Вы свободный человек?». Он ответил: «Человек не может быть абсолютно свободен. Покажите мне свободного человека, и я начну с ним переписываться!».
      И так у него всегда. Вроде бы шутит, но и сквозь насмешливую улыбку видно — что именно так он и думает, тем и живет. Видимо, это такой особенный образ жизни — Ефим Шифрин.

Елена РОМАНОВА.

Приамурские ведомости // Культура №№ 154-155 (7404-7405) • 15 октября 2011 года • Суббота

Опубликовано 17.10.2011г. www.priamurka.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий