среда, 13 апреля 2011 г.

Ефим ШИФРИН: У каждого времени - свои герои



Ефим Шифрин родился 25 марта 1956 г. в поселке Нексикан Магаданской области. В 1973-1974 гг. учился на филологическом факультете Латвийского университета. В 1974-1978  гг. - на эстрадном отделении ГУЦЭИ, курс Р.Г. Виктюка. У него же в театральной студии при МГУ начал играть в 1977-м (“До свидания, мальчики!”, “Ночь после выпуска”). 
В 1978-1988 гг.работал в Москонцерте. В 1980-1985 гг. учился на факультете режиссеров эстрады в ГИТИСе.
Первый сольный спектакль - “Я хотел бы сказать” (1985), в основном по произведениям В.Коклюшкина. По произведениям Коклюшкина поставлены также спектакли “Три вопроса”, “Круглая луна”. (Московский театр эстрады, 1988-1990). С 1990 г. создатель и художественный руководитель “Шифрин-театра”, в репертуаре которого спектакли “Фотография на память” (1991), “Новый русский пасьянс” (1997) и другие. Снялся в кинофильмах “Болотная-стрит”, “Глянец”, “Пьеса для мужчины” .
Лауреат 1-го Московского конкурса артистов эстрады (1979), 7-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1983), премии “Золотой Остап” (1992).
Автор книг “ Театр имени меня ” (в соавторстве с Г.В. Виреном), “ Личное дело Ефима Шифрина ”, “Течет река Лета” .


- Ефим Залманович, вы старательно избегаете вопросов о личной жизни, чем  очень отличаетесь от сегодняшних так называемых звезд…
- Это отличие начинается тогда, когда возникает слово “звезда”.  Люди моего поколения  если употреб­ляли это слово, то только в насмешку. Встретить в троллейбусе Папанова, или в метро Гафта,  или Ахеджакову в очереди в магазине в советские времена было привычным делом, и знака звездности на них не было. Театр считался делом коллективным,  и этот “звездопад” был никому не нужен. Водораздел начался,  когда эстраду переименовали в шоу-бизнес.
- Вас это не раздражает?
- Я уже вступил в тот возраст,  когда надо чураться слова “раздражает”. Каждое время приводит своих героев,    ворчать и раздражаться бессмысленно. Настоящие актеры золотой пробы к себе никогда не применяли слова “звезда”. Наверное, потому и горели долго. А те, кто загорелся на минуту, тем приходится всю эту “звезданутость” срочно проявить, потому что падать - скоро.
- Значит,  они должны гореть ярко-ярко, а потом погаснуть?
- Вовсе не ярко-ярко, у них все как раз бледно-бледно.  Актерским райдерам  уделяется внимания больше, чем работе. Встречам,  проводам и прочей чепухе.  А в голове совершенно нет места для мысли,  а чем ты собственно ценен? Ну  потрясешь ты еще один город своими капризами, а дальше? Когда реклама закончится, кому ты будешь нужен?
- Режиссер Роман Виктюк в одном из интервью сказал,  что вы очень обидчивы, это правда?
- Не обидчивый, а ранимый. Разница есть. В профессии  я остался школьником, не в том смысле, что мало знаю или умею.  К творчеству отношусь как к уроку. Словно что-то не успел выучить. Сегодня во многих сериалах или киноработах либо только разговоры,  либо  “стрелялки”. Герои себя никак не ведут. А я помню фильмы,  в которых и стреляли,  и разговаривли,  да еще и “вели” себя как порядочные люди.
- Вы часто отказываетесь от предложенных ролей? 
- Честно говоря,  не знаю,  как ответить на ваш вопрос. С чего бы отказываться? Мне что, много ролей предлагают?
- А что, разве мало? Зрители вас очень любят. Почему так редко снимаетесь?
- После моего участия в фильме “Глянец” Андрея Кончаловского  как-то на “Кинотавре”  по пути в отель Юлий Гусман сказал мне, что роль,  которую я там сыграл, - хорошая и для кинодебюта  достаточно  яркая работа. “Сейчас на тебя  посыплются  предложения”, - уверял меня он. Ничего не “посыпалось”, и мне очень жалко.  Время проходит. Я не из тех, кто что-то выбивает,  навязывается режиссерам или продюсерам. Но достойных предложений не было.
- Что-то, Ефим Залманович, мало верится. У вас такая популярность, столько связей…
- Чтобы я  звонил кому-то и о чем-то просил? Это неприятно и унизительно. Мне всегда и так везло на работу в театре,  к сожалению,  не очень везло в кино. Надо написать об этом в местком  (смеется).
- Как вы вообще считаете, женщина сатирик - это нормально?
- Не знаю,  надо ли выделять роль женщины в театре или в кино. Мне-то, наоборот, кажется: именно там  представление о них как о слабом поле заканчивается. Это же не мужские и  женские шахматы.  Не боялись быть смешными и нелепыми Раневская, Миронова, Рина Зеленая.
Сегодня  вся сложность в том,  что  современная  женщина хочет  быть смешной и остаться красивой.  Сложно    тянуться вслед ускользающей красоте и одновременно быть клоунессой. Надо похоронить представление о себе как о фотомодели,  если ты хочешь смешить людей.
- Вы заявлены как член Союза юмористов, видела вашу фотографию на соответствующем сайте…
- Я не участвую  ни в одном сообществе. Моя фотография может быть и на порносайте, и в клубе знакомств. За Интернет-ресурсами не уследишь.
Кстати, я из Интернета  узнал,  что  у меня есть квартира в Сочи и дача на Селигере. Я готов принять эти подарки. Хотя, конечно, где Селигер,  а где я?  (Снова смеется.)
- Расскажите, пожалуйста,  о своем преподавательском опыте?
- У меня был опыт длиною в год в ГИТИСе.  На факультете эстрады. Но я понял,  что при моем характере выбора не будет. Или профессия, или педагогика. Я не спал ночами,  переживал. И понял, что к ученикам отношусь  как к своим детям, мне было важно, преуспеют они в профессии или нет. Усталости я не чувствовал, но это совершенно не оставляло времени ни на что.  Педагогика меня увлекла,  но я не мог себе ничего другого позволить.
- Значит, с педагогикой покончено раз и навсегда?
- А вдруг я завтра потеряю голос? Тьфу, тьфу, тьфу.
- Где можно почитать отрывки из ваших книг?
- В моем блоге и на моем сайте.

Беседу вела
Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий