вторник, 12 апреля 2011 г.

Наш человек в космосе. 12 апреля 1961 года в его и их жизни



Владимир ПРЕСНЯКОВ (саксофонист, композитор, заслуженный артист России):
– Я учился в военной школе музыкантских воспитанников в Свердловске. И прекрасно помню, как по радиодинамику сообщили, что сейчас прозвучит важное объявление. Мы не знали, в чем дело, но по торжественности голоса диктора все поняли, что произошло что-то особенное. И когда объявили, что советский человек первым покорил космос, через несколько минут все выбежали на улицу.
Я видел, как на центральной площади города, где и находилась наша школа, обнимались сотни людей, не знакомых друг с другом, выбежавших сюда из домов, учреждений, школ. На трибуне посреди площади появились микрофоны, возник стихийный митинг. Так же стихийно на площади собрался оркестр, зазвучала музыка. И все это происходило само собой, без чьего-либо руководства. Ничего подобного я никогда в жизни больше не видел.

Владимир ПОЗНЕР (телеведущий):
– Этот день я помню очень хорошо. Это был спонтанный праздник, когда люди вышли на улицы и радовались, общались, обнимались. Наверное, единственный случай, когда в советское время люди выражали радость и ликование не по указке сверху, а сами. К тому же вспомним, что это было время Хрущева, разрядки в отношениях с Западом, эпоха шестидесятников, великих надежд. И полет Гагарина вписывался в это ожидание, что наша страна действительно будет новым обществом, мы всего добьемся и весь мир станет нам рукоплескать.
Я тоже вышел на улицу, помню, был прекрасный день, и вот это настроение словно витало в воздухе.

Виктор КОКЛЮШКИН (писатель):
– 12 апреля 1961-го светило солнышко, наш учитель математики Дмитрий Степанович на доске записывал домашнее задание, и вдруг из репродуктора донеслось: «Работают все радиостанции Советского Союза, осуществлен запуск первого человека в космос».
Весь наш класс вскочил с мест и не сговариваясь побежал на улицу, а Дмитрий Степанович закричал нам вслед: «Хоть домашнее задание запишите», – а потом бросил мел и побежал за нами. Из всех классов точно так же выскочили учителя, школьники и бросились на улицу. А поскольку школа была в центре, то вокруг располагалось много различных организаций, работники которых тоже выскочили на улицу. Состоялся импровизированный митинг, и восторженной толпой мы двинулись к площади Дзержинского.

Ефим ШИФРИН (артист эстрады):
– Мое детство прошло в поселке Сусуман на Колыме. Мы жили в деревянном одноэтажном сооружении, стоявшем у самой дамбы. У нас был радиоприемник с динамиком, обтянутым бежевой тканью. Я до сих пор помню зазвучавший оттуда голос Левитана, когда он объявил о полете в космос Гагарина. «Сегодня, 12 апреля, на орбиту Земли…»
Я запомнил эти слова наизусть потому, что текст был торжественно повторен раз 50 в течение суток и вселял какой-то невероятный, священный трепет перед тем неведомым, что произошло. Это были минуты радости, гордости, счастья. А когда через три дня фасад нашей школы во все три этажа занял огромный рисованный портрет Гагарина, моей гордости не было предела: этот портрет нарисовал мой личный знакомый, пожилой художник, который жил этажом ниже и у которого была своя «Победа», чуть ли не единственная на весь поселок.

Анатолий КРОЛЛ (джазмен, народный артист России):
– 12 апреля 1961 года я находился в Самарканде. Я помню очень хорошо ощущение, которое возникло, когда прозвучало сообщение о полете Гагарина. Как будто бы перед нами открывалась новая жизнь. Тогда для нас космос был мифическим понятием. Это сейчас мы понимаем, что ракета летит всего лишь в ста с лишним километрах от Земли, а тогда появилось фантастическое ощущение, как будто мы проникли в какие-то иные миры. Поэтому мы друг у друга спрашивали: видел ли Гагарин инопланетян, видел ли НЛО. Все ждали, что этот полет откроет для нас что-то такое, что раньше было недоступно.
Совсем недавно мы даже и не верили, что такое может быть, и вдруг Гагарин полетел в космос. Этот событие дало всем нам, жившим в то время, много сил и не было радостью только одного дня.

Олег ГАЗМАНОВ (певец, народный артист России):
– Я считаю, что мне повезло, потому что я помню, как запустили спутник. И мы, пацаны, слушали объявления по радио, и по радио давали послушать, как он пикает. Он там пикал, что ему хорошо, он пикал, что он летит вокруг Земли. А мы были счастливы и понимали: все, мы до этого дожили, весь мир будет счастливым, и все люди будут братьями. Полет Гагарина произвел на всех нас еще большее впечатление. Такой романтизм был в этом, что все дети сразу же, в том числе и я, захотели стать космонавтами.
Я считаю, что, как это ни странно, из всех направлений человеческой деятельности именно космос сейчас больше всего объединяет людей. Международные космические экипажи сплачивают народы больше, чем все заявления о мире. Несмотря на то что с полета Гагарина прошло 50 лет, профессия космонавта не стала менее безопасной. Я представляю, как волнуются семьи и дети космонавтов, когда те выходят в космос. Они отрываются от места, где мы можем дышать.

Автор: Александр СЛАВУЦКИЙ

№64 (25579) от 12.04.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий