воскресенье, 1 августа 2010 г.

Диалог на "ура"!

Небольшая цитата: "Выдающийся артист и тонкий психолог; человек, обладающий энциклопедическими знаниями и секретом долголетия..." Я думаю, что вы уже догадались о ком речь :) На этот раз Александр Олешко не просто задает вопросы Ефиму Шифрину, а просит прокомментировать "афоризмы писателей, философов, ученых примерами собственной жизни". Интересно, не правда ли?

***
Артист — очень высокое звание. Ефим Шифрин — артист. Он спокойно чувствует себя на эстраде и в театре, на телевидении и в кино. Ефим Шифрин — звезда. Несмотря на то, что кроме лауреатских званий никаких других у него нет (да и нужны ли они теперь?), он давно известен, популярен и, что самое ценное, любим. Он поистине народный артист, даже без всяких званий. Ефим Шифрин — эрудит, тонкий психолог.
За время нашей беседы я незаметно был просто раздавлен тонкой иронией, энциклопедическими знаниями и признал полную свою несостоятельность, как пишущего человека. Думаю, с таким чувством от Ефима Шифрина уходит каждый журналист (благо, я все-таки не журналист). И при этом обидеться на него просто невозможно. Я сам был свидетелем того, как за глаза его называют «умница».

- Вас постоянно атакуют журналисты. Я не знаю ни одного уважающего себя издания, не напечатавшего интервью с Шифриным. Какой вопрос чаще всего задают, чтобы я с самого начала не повторялся?
- Вопросы для меня все слились. И я уверен, что ты все равно повторишься.

- Не трудно отвечать на одни и те же вопросы? Вы ведь очень часто даете интервью.

- Нет, просто я уже давно работаю. Ты говоришь: «Часто», ну а как же отказать? Вот, например, если бы я тебе отказал, мы бы и не дружили больше. Я же не могу надменно ответить: «Я занят».

- По Вашим интервью можно писать целые философские трактаты. На вопросы даже средних или очень слабых журналистов Вы отвечаете мастерски. Раскрываете вопрос, углубляетесь. Но очень часто вопросы одни и те же. Предлагаю иную форму нашей беседы. Прокомментируйте, пожалуйста, афоризмы писателей, философов, ученых примерами собственной жизни. Итак, изречение Рассела: «Способность умно наполнить свободное время - есть высшая ступень личной культуры». Есть ли свободное время, и чем Вы его заполняете?

- Вот что я тебе скажу про Рассела: я взял этот двухтомник с собой на теплоход, думаю, проникнусь-ка я взглядами математика на философию. И вычитал некий пассаж про какие—то нейтроны и протоны с точки зрения философа. Утром за завтраком поделился прочитанным с одним знаменитым физиком, который тоже плыл с нами в круизе. Я ему выдал этот пассаж, на что он сказал: «Боже, какая глупость». А я говорю: «Это не глупость, это Рассел сказал». На что физик ответил: «Он ничего не понимает в физике». Ну это я так, между делом, про Рассела... А насчет свободного времени — оно, конечно, есть. Но я такой человек, что не люблю ничего не делать. Я все время копаюсь, что—то придумываю. Вот сейчас у меня было свободное время...

- И тут на голову свалился я. Но как сказал Шопенгауэр: «Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать».

- Спасибо.

- Когда я заканчивал Эстрадно—цирковое училище, которое в свое время закончили и Вы, тем самым лишний раз прославив это учебное заведение, Вы спросили меня: «Зачем тебе все это нужно?» А зачем это нужно Вам?

- Ну как? Задаваться этим вопросом, по меньшей мере, глупо. Давай сейчас еще к Расселу Энгельса присовокупим, который говорил, что жизнь — это способ существования белковых тел. Что же, белковое тело должно задумываться над тем, зачем это надо? А как же выполнение предписанного тебе существования? И как это можно рассматривать с точки зрения пользы?.. Не нужно об этом задумываться, желательно вообще выкинуть из головы. Надо просто жить и все. И выполнять ту программу, которую ты в себе чувствуешь.

- Какую программу чувствуете Вы?

- Другую профессию я для себя не смог бы выбрать, потому что в другом никак бы не произошел, не состоялся.

- Дюма—сын написал: «Произведение, которое читают, имеет настоящее. Произведение, которое перечитывают, имеет будущее». Есть ли у Вас в репертуаре монологи, которые можно перечитывать из года в год?

- Существуют ситуационные монологи — юмор, связанный не со злобой дня, ни с текущим моментом, а обращенный к обычным житейским мелочам, жизненным передрягам. Такие монологи годами держатся в репертуаре, другое дело, что эстрада — такой вид искусства, который в вечность не устремлен, но у меня бывало, что я возвращал в репертуар и «списанные монологи».
В Америке, например, вернул в программу номер десятилетней давности, потому что у них тогда было представление о России десятилетней давности. Был такой монолог Виктора Коклюшкина «Переворот», который здесь уже казался анахронизмом, а там принимался на «ура».

- Несмотря ни на какие разговоры, рассуждения, профессия артиста очень сложная, нервная, даже в столь «легком» жанре. Нервные срывы бывают?

- Да, вот сейчас, еще через полминуты будет. Но я научился их гасить. Во всяком случае, по мне лучше нервный срыв, чем я буду копить в себе напряжение. Лучше уж выкиплю за секунду—две...

- На сцене?

- Нет, я про бытовую жизнь. А на сцене, да. Там как получается.

- Часто журналисты интересуются Вашим мнением об актерах, спектаклях, режиссерах. Как относитесь к тому — как к этому. А как Ефим Шифрин относится к себе?

- Очень часто меня просят в том или ином контексте оценить то, что я делаю. И я оказываюсь в положении сумасшедшего, потому что я не очень воспринимаю себя со стороны. Мне могут нравиться или не нравиться результаты моей работы. Меня может смущать или, наоборот, устраивать путь, по которому я иду к тому или иному результату. Но оценить себя со стороны я не могу. Даже включая телевизор и видя свое изображение на концерте, в клипе или еще где—то, я все равно не могу абстрагироваться от того, что это я родимый. Мне очень трудно объективно оценить то, что я делаю... Вот так я к себе и отношусь.

- Человек всегда мечтал продлить свою молодость, прожить подольше. Один из секретов Вы знаете и щедро дарите его людям — это смех.

- Секретов нет. Будьте ко всем и ко всему по—доброму расположены. Вот и все.



Александр Олешко
"Радиус Города"
№4(59), апрель 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий