среда, 18 августа 2010 г.

"Театр все время во мне"

     "Признаться, не ожидал работы такого масштаба от Галибина. Для него это колоссальный прорыв" - это с форума телеканала "Культура", на следующий день после показа "Комедиантов" я уже цитировала эти строки. Видимо, человек, оставивший это сообщение видел много спектаклей в постановке Александра Галибина... А я вот не знаю, прорыв или нет. Быть может, это еще одна замечательная работа в ряду таких же замечательных работ :) Я видела его актерские работы в кино, но как режиссера я его только начинаю открывать. Приятное, надо сказать, открытие :)

     Понятное дело, что я не просто так завела этот разговор: интервью нашла интересное. Это октябрь 2009 года и об экранизации театральных рассказов Куприна только-только зашла речь. В интервью - о Питере, о Москве, о семье, о работе...






Александр Галибин: «Я не в обиде на Петербург»


Галибин целый год живет в Москве, где руководит Театром имени Станиславского. Но родной город любит до слез, хоть и не всегда признается в этом. По улице Рубинштейна актер и режиссер шел пританцовывая. И улыбался кому-то в мобильный телефон, ликуя: «Я дома!» В этом приподнятом настроении «МК» в Питере» застал его — с расспросами о кино, театральных планах и семейной жизни.


«Дом там, где есть работа»



- Вы окончательно расстались с кино?



- Я не снимаюсь, потому что совершенно нет на это времени. Буквально живу в театре. Хотя мне много сценариев предлагают, есть и интересные. Могу только пообещать, что вы мой проект на ТВ увидите. Закончу сейчас спектакль «Троянской войны не будет» и на канале «Культура» буду экранизировать театральные рассказы Куприна. Но тоже — как режиссер. Сам в кадре появляться пока не хочу. Надо, чтобы кино меня «догнало» и появилась роль, от которой я не смогу отказаться.



- Когда-то вы уехали режиссером в Новосибирск, уйдя из Александринского театра. Легко ли это было — поменять культурную столицу на Север?

- В какой-то степени очень легко. Но с другой стороны — непросто. Петербург я люблю. Считаю, что он умопомрачительно красив! Когда-то я мечтал жить на Мытнинской набережной рядом с Петропавловской крепостью. В конце семидесятых проезжал мимо этого дома и думал: «Как хорошо мне было бы в нем…» И я не мог предположить, что в 2003 году в этот дом перееду. Теперь там моя квартира. Открываешь дверь парадной и выходишь в «гравюру». Вижу Пушкинский дом, Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Адмиралтейство, замечательную набережную Невы и стрелку Васильевского острова. И мой ребенок пять лет гулял по Петропавловской крепости. Из города, который вызывает у меня такие чувства, уехать обиженным (как почему-то считают многие) я не мог. Но когда-то носился с несколькими идеями по Петербургу, и мне никто не предлагал их реализовать. И вдруг появился Новосибирск, где я поставил «Дон Кихота», «Кроткую», «Женитьбу Фигаро», «Игроков», «Бульвар преступлений» и много других спектаклей за три года. Здорово, что в Новосибирске я был не один, а с женой Ирой Савицковой. Ее с тех пор декабристкой называют. «Куда поедешь ты, туда и я…» — было решено на семейном совете. Дочки Ксюши в это время еще не было, она родилась в 2003 году в Петербурге, когда мы вернулись.

- У вас прекрасная квартира в Питере, но вы вновь уехали, теперь в Москву. Почему?

- Я целый год жил на два дома, работая в Театре Станиславского. Это очень тяжело. Ненормально, когда жена с ребенком живут в Петербурге, а ты — в Москве. При этом я очень ясно понимал, что для того, чтоб перевезти семью, нужно создать материальную базу. Мы сейчас с Ирой и Ксюшей живем на съемной квартире, снимает нам ее театр. Ира вошла в труппу и активно репетирует. Я набрал курс, Ира там педагог по речи. У нее достаточно работы.

- А дочка легко рассталась с Питером?

- Мы подготовили Ксюшу к этой ситуации морально. Честно говоря, я не вижу в переезде ничего страшного. Весь мир живет так: ты находишься там, где работаешь. А ребенку уютно там, где хорошо его родителям. Да, существует грусть по городу, тоска по тем местам, которые ты обожаешь. Возвращаясь в Петербург, я, конечно, не бегу тут же посидеть у Невы, но сама возможность приезжать домой согревает. Сейчас ходит электричка «Москва — Питер», четыре часа — и ты в городе.

- Сколько времени достается вашей дочке и что вы делаете вместе?

- Удается уделять Ксюше утро, я отвожу ее в детский садик. Потом встречаюсь с дочкой вечером, перед сном. Укладываю ее, пою песни, читаю книжки, мы общаемся.

- Что обычно поете?

- Она очень любит Дунаевских. И старшего, и младшего. Эти песни добрые и мелодичные. Пою Ксюше из «Мэри Поппинс»… Выходных у меня практически нет, но стараюсь, чтоб какой-то день на неделе был свободным, и провожу его с ребенком. Хотя все равно вечер, как правило, уходит на театр. А сейчас очень сложный период — он связан с гастрольной подготовкой и выпуском еще одного спектакля. Мы решили привезти в Петербург весь новый репертуар, пять спектаклей, это будет в ноябре. Поэтому сейчас я занимаюсь работой ночью, днем, утром, театр все время во мне. И мне нравится это состояние сумасшествия.

«Меня волнуют женщины»

- Человеку-театру доступны простые радости? Звезды замечаете, стихи почитать время остается?

- Не знаю, как на стихи, но с удовольствием катаюсь на роликах. Когда один целый год жил в Москве, купил их себе, чтобы ездить и смотреть по сторонам. На роликах я катался ночью, днем не было времени. Приходил из театра, переодевался и ехал по улицам Москвы. Приличные расстояния преодолевал. Слава богу, в кепке меня не узнавали. Это было поздней осенью и весной. Зимой не катался, очень слякотно. А вообще я люблю ходить пешком, гулять, иногда наворачиваю круги вокруг дома, чтобы просто прийти в себя. Если бы я мог ловить рыбу где-нибудь на Москве-реке, обязательно бы этим занялся. Для меня рыбалка — отдушина. Если бы мог нырять и плавать с подводным ружьем, тоже бы это делал…. А еще я умею замечать красоту и красивых женщин.

- Их в Москве больше или в Петербурге?

- Здесь неправильно считать «больше» — «меньше». Мне кажется, любая женщина красива, и любая женщина — личность. Женщина — абсолютно неизведанное существо, которое мужчина никогда не может постигнуть (судя по количеству литературы, написанной мужчинами на эту тему). Меня всегда женская тема и женская судьба волновали. Я сделал спектакли «Фрекен Жюли», «Нора», «Кроткая» именно поэтому. В ноябре в Петербург привезем постановку «Троянской войны не будет», где тоже тема женщины выплывает.

- А что вы цените в женщине? Ум? Шарм? Красоту?

- У меня нет такой оценки: «Вот ты умная, добрая и поэтому красивая…». Наверное, с возрастом ты начинаешь проявлять больше уважения к человеку, потому что он — человек. Такому взгляду на мир меня научили родители. Я понимаю, что есть несколько важных вещей, которые нужно уважать. Чужой труд, к примеру, и самому уметь трудиться. И уметь любить, и уметь дорожить семьей. И уметь радоваться простым вещам. Это свойство, которое нужно в себе воспитывать. Потому что мы закормлены жизнью, мы обжираемся ей и не можем ликовать от обычного человеческого общения. Не слышим, как трава растет, как ветер шумит, как голуби воркуют… Мы в такой лунке находимся! Стараюсь из нее выглядывать.

- А чем вас покорила жена Ирина?

- Я думаю, что все браки совершаются на небесах. Я увидел ее — и все! Так и было, честно.

«Нет ничего вкуснее хлеба с сахаром!»

- Я видела, как вы великолепно вместе танцуете. Причем классические танцы. Откуда это умение у вас?

- Я освоил бальные танцы самостоятельно. Мне было лет одиннадцать, со мной в классе училась девочка Наташа. А поскольку мы жили в одной парадной, то общались. Я списывал у нее уроки, и мы часто сидели дома вместе. Она меня учила этим бальным танцам, так как занималась ими сама. Показывала какие-то вещи, и время от времени сейчас это у меня всплывает.

- У вас недавно день рождения был. В Питере праздновали?

- Как всегда — в кругу семьи. Мне очень комфортно с мамой, папой, женой, дочкой, родственниками. Это абсолютно личный праздник! У нас все как положено: застолье, водка-вино, салат оливье, тосты, разговоры, воспоминания. Я считаю, замечательно, когда можно собрать большую семью за столом. Это такое уходящее явление в русской традиции. Когда есть общие корни, общие разговоры и людям друг с другом хорошо. И общение переливается через край, и каждый раз ты открываешь в родных что-то новое. Я очень люблю такие семейные вечера. У нас все дни рождения и праздники отмечались большим семейным кланом в Петербурге. Жаль, что половины из этих людей уже нет в живых. Но я отчетливо помню это ощущение Нового года, когда в коммунальной квартире все спят вповалку на матрасах и раскладушках, по три-четыре человека. А ты встаешь, тебе лет пять-шесть, и видишь наполовину разобранный стол, накрытые алюминиевыми крышками салаты. И ты намазываешь маслом белый хлеб, сыплешь на него много-много сахара и ешь, ешь. Вкуснее этого ничего нет! И это утро, и сумерки, и все сопят, а мы, дети, пьем за столом холодный лимонад. Вот это и есть счастье!


"МК в Питере"

07.10.2009
Беседовала Наталья Черных
Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий