четверг, 24 марта 2011 г.

Ефим Шифрин: «В нашей профессии много мути»


Известному юмористу и актеру 25 марта исполняется 55 лет  


     Среди юмористов, он, пожалуй, один из немногих, кто не мельтешит безотлучно в телевизоре. Как шутит Шифрин, раньше он лез к зрителям чуть ли не из утюга.
     А сейчас поступает более избирательно - телевидение заменил театральными подмостками и играет в драматических спектаклях. С Ефимом мы встретились в Театриуме на Серпуховке, где он участвует в спектакле «Цветок смеющийся» режиссера Михаила Козакова.
О том, как он относится к современному юмору, почему не ищет дружбы с коллегами по цеху и чего не может простить Кларе Новиковой и Михаилу Евдокимову, артист рассказал «Комсомолке».

«Я снимался где не попадя»

     - Ефим, у вас вышла книга с многозначительным названием «Течет река Лета...»

     - В книгу вошли некоторые посты из ЖЖ и дневниковые записи разных лет. Вот появилось желание «расквитаться» с прошедшим днем - взял и отстучал впечатления на клавиатуре. Так одна запись цепляет другую. Хотел ли, написав книгу, разобраться в прожитой жизни? Не знаю. Но я понял, что в книге верчусь вокруг одних и тех тем - работы, путешествий, отношений с близкими, спрятанными от постороннего глаза.

     - Новое поколение комедиантов над чем смеется? И что исчезло из эстрадной юмористики?

     - Расцвет сатиры вместе с девяностыми и закончился. То, что сейчас происходит в новых телевизионных проектах, это, конечно, чистая юмористика. Хорошая она или плохая, отдельный вопрос, но в пределы сатиры сейчас немодно вторгаться. Современное юмористическое поле совершенно свободно от условий, которыми было стеснено мое поколение. Сколько бы нас не упрекали за то, что в то время предметами шуток были тещи, управдомы и прочие бытовые несуразности, но наша творческая жизнь была отмерена границами, разрешенными Главлитом. Нас обвиняли в мелкотемье, ну а в крупнотемье не пускали. Вы ждете, что я кину камень в огород нынешней эстрады, а я и горстки песка туда не брошу. Все ведь циклично: вечных проектов не бывает. Сначала мы как всегда радуемся новому, потом огорчаемся, когда это новое потихоньку морщинится, ну а в конце сокрушаемся, что все это стало унылым.

     - А вам всегда было тесно на эстраде? Сознательно стремились в театр или все происходило волею случая?

     - Я наедине с подушкой не грезил о том, что буду блистать исключительно на эстраде, что она станет моим единственным рабочим местом. Мне всегда хотелось просто актерствовать. Это сейчас стали привычными разговоры о формате. Раньше нас никто ни в какой формат не впихивал, слова такого не было. Я застал то время, когда на эстраду выходили театральные актеры - это было частью их работы. Они читали стихи, пели куплеты из песен. Конечно, эстрадники были довольно отдельным племенем, но во всяком случае театральный человек всегда мог постучать в эстрадную дверь. Вот наоборот с трудом.

     - Вы признаете, что некоторые тексты из вашего репертуара были неважными?

     - Я, принимая этот упрек, не пытаюсь разделить его вместе со всеми. Мне хотелось сразу всего и много. И тот нестрогий отбор, который я учинял в отношении текстов, конечно, мне очень аукнулся. Я и не заметил, как оказался в потоке. Да, я едва успевал выучивать номера, я выдавал их на-гора и, сознаюсь, не очень понимал, что искусстве не может быть места конвейеру. Лучше взять паузу и научиться ждать, как например, поступали Нонна Мордюкова и Юлия Борисова.
     От проходных и малопривлекательных предложений они просто отказывались. Меня отчасти оправдывает тот факт, что меня долго не показывали по телевизору (Смеется). Это случилось только в 1986 году. И я начал сниматься где не попадя. Это был такой неразумный реванш за те годы, в которые я был лишен эфира.

«Друзья говорят мне, что я - не гений»

     - Вы пишете о себе: «зритель привык ко мне, почти как к заставке на экране: вроде и рад, да только уж совсем ничего не ждет от меня». Подобные мысли часто одолевают?

     - Ну в дневниках, когда ты наедине с сам собой, сквозь обиды такое может прорываться... Настроение, конечно, иногда бывает скверным. Актерам вообще свойственно сгущать краски. Вот и выливается внутреннее беспокойство на бумагу.

     - А все-таки вы переживаете, что вас урывками показывают по телевизору?

     - Это мой сознательный выбор. Я не обделен предложениями. Меня каждый день куда-то приглашают, но я не хочу нести на телевидении круглосуточную вахту.

     - Вы ни с кем из юмористов не ищете дружбы - сохраняете статус-кво. Или на эстраде и в шоу-бизнесе не такого понятия, как дружба?

     - Актерская дружба всегда лукавая, по-другому быть не может. В семье, где существуют два актера, призраком бродит зависть к чужому успеху. Даже если это успех близкого тебе человека. В нашей профессии много, как это я называю, со дня поднятого ила. Много мути.

     - А вы когда-нибудь оцениваете работу ваших коллег по цеху?

     - В этом вопросе важно не брюзжать. Вот недавно мне попалось на глаза давнее интервью с моим хорошим другом - покойным Яном Арлазоровым. Мне оно показалось мрачным. Ян как будто-то был подвешен на гвоздь вечного недовольства, что крайне осложняло ему жизнь. Он критиковал всех и вся, и свое положение на эстраде считал уникальным. Эта обостренная чувствительность, и актерская щепетильность иногда оборачиваются нездоровьем.
     И даже пример Яна останавливает меня давать людям оценки, при этом возвышая себя. Я скажу так: мое близкое окружение приучило меня к мысли, что я не гений. Друзья мне всегда говорят, где я оступился, где плохо сыграл. И в этом я им очень благодарен. Я смотрю на заносы известного человека и думаю: «Вот было бы хорошо, если бы с ним рядом оказался кто-то, кто сможет вовремя одернуть его: «Это тебе только кажется, что ты летишь. На самом деле тебя просто несут».

     - А есть вещи, про которые можно сказать: «Вот этого у меня точно уже не отнимут»?

     - Только очень самодовольный человек думает, что актерский труд способен пережить века. Я не актер кино, а мои эстрадные работы вряд ли переживут время. Я на это не рассчитываю.

    - В «Аншлаг» не хотели вернуться?

     - Нет, и вообще считаю, что не существует такого определения, как артист «Аншлага». В этой программе снимаются приглашенные актеры, а частота эфиров делает их людьми «Аншлага». И «Аншлаг» - воспринимается как длинная мыльная опера.

     - А из-за чего вы все-таки порвали с «Аншлагом»?

     - Но вот знаете в физике такой термин - «точка кипения». Поводом для ухода послужили и вкусовые разногласия с создателями программы, и финансовые претензии… Все эти годы я снимался там бесплатно… кое-какие номера показывали и вовсе без моего ведома. Сейчас уже можно пролить свет на эту историю: на самом деле мы объявили об уходе втроем: я, Клара Новикова и Михаил Евдокимов. Но так получилось, что Евдокимов и Новикова, не предупредив меня, все же решили вернуться обратно, а я отправился в одиночное плавание. И я по-прежнему считаю их поведение не совсем объяснимым, потому что инициатива расстаться с «Аншлагом» исходила не от меня. Евдокимов потом объяснил мне свое возвращение, а от Клары я объяснений и не ждал. Прошло уже много лет, но поступок Клары и Миши я не могу назвать благородным.

     - Вам по жизни чего-нибудь не хватает?

     - Каждый человек имеет судьбу, которую заслуживает. И в моих силах поправить то, что я считаю несовершенным. Я считаю себя вполне счастливым человеком, внешне у меня безмятежная жизнь. А чего не хватает? Я не очень уверенный в себе человек: большинство поражений случились со мной потому, что я долгое время не доверял себе.

Наталья МАРГИЕВА 
Фото: Олег РУКАВИЦЫН 

Комментариев нет:

Отправить комментарий