воскресенье, 10 октября 2010 г.

Восемнадцать серьезных вопросов популярному юмористу

Ефим Шифрин, посетивший Кущёвскую с концертом, дал интервью нашей радиостанции.


– Вы критически относитесь к гламурно-глянцевой стороне шоу-бизнеса. Но разве не должен мир, в котором блистают кумиры, быть «фабрикой грёз» для миллионов зрителей?

– Мне кажется, что создавать «фабрику грёз» должны все-таки талантливые личности. А когда этим занимаются бабочки-однодневки, пытаясь убедить нас, что именно такой должны быть эстрада и культура в целом – это меня огорчает. Те стороны шоу-бизнеса, которые мы называем «глянцем» и «гламуром», мне совсем не нравятся. Это такая калька наших представлений о голливудской, заморской жизни. Не очень она вяжется с нашим менталитетом. Я, как мог, поглумился над этой темой в фильме Кончаловского «Глянец», где мне выпало сыграть одного такого представителя «гламура» – модного модельера, который выбрал себе в кумиры Карла Лагерфельда. Всю злость, которая у меня накопилась, я излил в этом образе.


– Почему вы считаете, что сегодня артисты занимают незаслуженно высокую ступеньку в нашем обществе?

– Все время говорю про это! Почему как ни разворот журнала – артист, газетная передовица – артист, обложка любого таблоида – артист? Конечно, это замечательная профессия – встречаться каждый вечер с улыбками и восхищением людей. Хорошая, но совсем не простая работа, приносящая счастье самому артисту. Но, мне кажется, она совсем не стоит того, чтобы актер становился главным героем, к которому приковано внимание всех людей. Как живет, с кем живет, сколько детей… Ведь ничем он не лучше врача или помогающего сотням людей юриста. Уж куда он меньше значит, чем ученый, который выводит нас на новый уровень понимания мира. А что такое артист? Человек, который изображает людей. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Есть гениальные артисты, которым мы верим, которые становятся нашими кумирами, и мы верны им всю жизнь. Но ситуация, при которой актер становится глашатаем идей, указывает нам, как надо жить, вещает о политике и экономике – по-моему, нонсенс. Попсовая певичка, публично излагающая свои взгляды на топливную энергетику… Да кто она такая? Лучше я послушаю специалиста, пошла вон!

– Правомерно ли делить юмор на хороший и плохой? Какие, по вашему мнению, здесь могут быть критерии?

– Человек стремится к хорошему во всем. В любой сфере бытия мы не хотим плохого: будь то культура, наше жилище или соседний магазин. Но где та лакмусова бумажка, которая покажет обычному человеку: где хороший юмор, а где не очень? Что хороший юмор доступен любому – фраза лукавая. Как любое произведение высокого уровня он требует определенного духовного развития и воспитания, каких-то знаний, эрудиции. Хороший пример: множество анекдотов на тему «Муму» – не самого лучшего, но все же классического рассказа о судьбе немого дворника и утопленной им собачки. Чтобы воспринимать суть этих анекдотов, надо хотя бы читать Тургенева. Но ведь это только азы культуры. А большая литература, сложная музыка? Даже признаваемое далеко не всеми классическими музыкантами творчество великих рок-групп – это сложная и многогранная вещь, профессиональный сегмент мировой культуры. Led Zeppelin или Deep Purple, которых любит слушать наш президент, – это же музыка, требующая определенного развития. Юмор у нас почему-то всегда в конце списка, но и в нем присутствуют градации. Кому-то нравится сальный анекдот, кому-то тонкая английская шутка – для всего существует свой контекст. Анекдот, рассказанный в компании, трудно вынести на большую сцену. Какая-то специфическая, к примеру, врачебная острота с трудом будет воспринята в другой аудитории. Так что юмор вполне можно делить на плохой и хороший в зависимости от того, сколько ума в той или иной шутке. Но главное – чтобы это было талантливо. Иногда банальная реприза в исполнении гениального актера становится блестящей. Искусство Чаплина пережило эпохи и войдет в культуру следующего века. А, казалось бы, что в нем? Бросается тортами и ходит в «первой позиции»!

– Представьте, что на вашем концерте все зрители хохотали до упаду и ушли после него, ни о чем не думая, в хорошем настроении. А на другом концерте – никто не смеялся, но после него несколько человек задумались о смысле жизни. Какой из вариантов вы бы предпочли?

– Не стал бы выбирать, одно не исключает другого. У меня не бывает концертов, на которых зал бы совсем не смеялся. Это моя работа, за долгие годы я научился этого добиваться. Юмор не обязательно воспринимать как образовательный момент. Это издержки советского литературоведения: чтобы человек прочел книжку и обязательно подчерпнул для себя что-то содержательное. Юмор приносит эстетическое удовольствие – такое же, как музыка. Цель не в том, чтобы после концерта человек выходил нагруженный идеями, которые я в него вложил. Если он просто посмеется – я буду счастлив. Ведь совсем не осмысленного смеха не бывает.

– Легко ли вы сходитесь с людьми? Какими качествами должен обладать собеседник, чтобы вы им заинтересовались?

– В юности я был такой стеснительный, что, казалось, профессия актера мне противопоказана. Никогда мне не побороть этой застенчивости, – думал я, пытаясь выполнить задания педагогов. Ведь я приехал из маленького поселка на краю земли, из таежного Сусумана, вначале в тихое предместье Риги. Потом переехал в Москву, которая своим шумом, суматохой и в то же время своей столичной важностью, полным невниманием к каждому отдельному человеку меня сначала просто убила. Каждое слово, которое я произносил в аудитории, давалось мне мучительно. Но потом профессия развязала мой язык, освободила от оков. Но окончательно преодолеть страх перед общением удалось, только когда пришла популярность. Сейчас я легко схожусь с людьми, мне не надо представляться. Но по-прежнему не люблю нагловатых. Да, порой хорошие люди прикрываются наглостью, чтобы защитить свое я, но это не лучший способ. Человек, который краснеет, теряется мне в тысячу раз приятнее, я узнаю в нем себя сорокалетней давности. А развязность всегда меня отталкивает. По-настоящему интересные люди редко бывают наглыми. Шумные же меня убивают, особенно женщины, которые так контрастируют с тургеневскими героинями. Но это все, конечно, субъективно.

– Считаете ли вы себя добрым человеком? Умеете ли вы прощать?

– Я добрый, добрый, добрый! – твержу себе и на глазах добрею… А если серьезно, не очень понимаю людей коварных, злых или мстительных. Иногда думаю: хотел бы я несчастий кому-то из тех, кто причинил мне когда-то зло? И не нахожу в себе желания догонять их с палкой и криками «я тебя убью!». И это не евангельская кротость. Просто хорошим быть удобнее: не затаиваешь в себе мстительных планов, твою жизнь не портят коварные помыслы… Нет, я очень добрый! Теперь я это точно понял. Сейчас заплачу от умиления…

– Сейчас вы в великолепной физической форме. А что заставило вас заняться бодибилдингом?

– Бодибилдинг – это, все-таки, удел профессионалов, я бы назвал это атлетизмом, или фитнесом, или физкультурой. Можно назвать как угодно, но все эти занятия выражаются в одном: два раза в неделю я 3–4 часа провожу в спортзале. Тягаю «железки», хожу по беговой дорожке, занимаюсь с тренером акробатикой. Современному городскому человеку физические нагрузки просто необходимы. Об этом так много и так скучно говорят врачи, а в глянцевых журналах так много звезд демонстрируют свое преображенное фитнесом тело – не знаю, что к этому и добавить. Бич современной цивилизации: образ молодого человека с пузом, кружкой пива и сигаретой в руке – просто вопиет к тому, чтобы заниматься фитнесом. Компьютер сгорбил современного подростка, гаджеты убили его зрение, а фастфудовская еда довершила разрушение его организма. Болезни, с которыми к врачам раньше обращались пенсионеры, стали достоянием школьников. Чем еще надо агрументировать пользу занятий фитнесом? Помимо прочего, это великолепный клапан, который сбрасывает юношеский пар, отвинчивает и отбрасывает многие юношеские комплексы.

– Любите ли вы быструю езду? К какому типу водителей себя относите?

– По правде говоря, сам я за рулем не сижу, езжу с водителем. Но я не совсем чайник – закончил автошколу в 1978 году, тогда в СССР повсеместно ввели автодело. Водили мы тогда не «Лексусы» и «Мерседесы», не знали даже, что это такое. Два года я сидел за рулем грузовика ГАЗ-51, машины довольно неповоротливой, а девочки наши водили «Волгу». Правда, с тех пор за руль я садился только дважды – на съемках фильма «Ангел с окурком». Думаю, что актера, который вечно торопится, прокручивает в голове роль и вообще часто пребывает в иной действительности, до руля допускать нежелательно. Так и ему лучше, и другим участникам движения безопаснее.

– Что бы вы могли посоветовать человеку, который упал духом и разочаровался в жизни?

– В самую трудную минуту к человеку лучше вообще не подходить. Очень многое зависит от воли самого человека. Часто приходится в Интернете помогать словом людям, которые, отчаявшись, пишут мне. Вы не представляете, какое счастье – когда через месяц или два они сообщают, как я им помог: какой-то своей репризой, песней, которую дал послушать. Не знаю, насколько можно всему этому верить, но тон этих писем искренен, и в такие моменты понимаешь, что твоя профессия актера что-то значит. Не благодаря появлению твоего лица на обложке глянцевого журнала, а благодаря тому, что ты достучался до чьей-то души.

– Какое, по-вашему, главное качество необходимо мужчине? А какое – женщине?

– Если речь идет о мужике, то самое страшное – если он неумный. Неумный мужик – это диагноз. Самая страшная ошибка для женщины – выбирать мужчину по внешности. Быть неумным – большое несчастье. Для женщины тоже, совершенно не лукавя, я бы не ставил во главу угла внешние данные. Красивой, на самом деле, может стать любая. Известно, как не самые канонически красивые женщины сводили с ума самых знаменитых мужчин. Например, жена Достоевского, которая после смерти Федора Михайловича вышла замуж за горячо полюбившего ее Розанова. Женщину делают красивой какие-то неуловимые вещи. Наверное, в определении главного для женщины я бы тоже выделил ум. Именно ум высветляет человека изнутри, делает красивым, надежным, верным – то есть дает ему весь набор самых ценимых мной качеств… С другой стороны, а куда тогда девать дураков? О, придумал: дураков надо отдать юмористам, на модели!

– Поделитесь рецептом блюда, которое всегда поднимает вам настроение.

– Меня просто спасает «товарищ Блендер». Ребята из театра как-то подарили мне прибор, который я назвал таким именем. Раньше я им не пользовался: зачем столь замысловатый кухонный инструмент нужен в гастрольной жизни? Но однажды от друга-писателя я узнал, что наш знаменитый знаток Вассерман без своего блендера просто не мыслит жизни, для него это предмет первой необходимости. Все, что есть, он измельчает и жует. И я с тех пор дома тоже пристрастился: берешь, к примеру: банан, пачку творога, немного молока или кефира, столовую ложку пасечного меда и две гости геркулеса. Блендишь все это и получаешь бокал замечательного утреннего коктейля. Причем настроение поднимается не только из-за наличия в нем витаминов и полезных веществ, но и потому, что приготовление завтрака занимает ровно одну минуту. Я думал, это наше с Вассерманом ноу-хау, но оказалось, что неувядающая первая красавица нашего кино Элина Быстрицкая давно пользуется тем же.

– Что такое любовь, по-вашему?

– Если бы вы спросили про любовь меня девятнадцатилетнего, я, наверное, ответил бы: это когда каждую минуту хочешь ей позвонить, когда в отсутствие ее начинаешь болеть, когда ты реально ранен в сердце. Это то, что называется юношеской влюбленностью. С возрастом понимаешь, что все физические проявления страстной любви стоят не столь уж много. Начинаешь осознавать любовь как работу, в которой строится очаг для двоих, в которой двое становятся действительно одним целым. Не потому, что они когда-то пели серенады друг другу, а потому что в итоге одного в отрыве от другого просто не существует. И как бы школьники ни посмеивались над историей «Старосветских помещиков», это больше похоже на любовь, чем пылкое, но краткосрочное влечение Ромео и Джульетты. Как ни банально, качество и силу любви определяет время. Счастье прожить долгую жизнь, не испытывая одиночества, выпадает немногим. И я знаю это счастье.

– Когда вы чувствуете себя совершенно счастливым?

– Счастье – это ощущение твоей нужности. Счастливым меня делает работа. Понимаю, как банально это звучит, но я выбрал себе работу, которая дарит ощущение счастья. Это счастье имеет разные составляющие: я работаю в театре, на эстраде, пишу песни, два сезона даже провел под куполом цирка, пишу книги. Ощущение того, что ты делишься чем-то с другими: кому-то повышаешь настроение, кого-то заставляешь задуматься, кому-то передаешь свой опыт, ощущение своей небесполезности на земле – дает настоящее счастье.

– У нас в станице важную роль играют молва, толки, пересуды. А как вы относитесь к тому, что принято называть общественным мнением? Следите ли за тем, что про вас говорят и пишут?

– От старинного слова «судачить» сегодня мы ушли далеко вперед. Общественное мнение создается прессой, телевидением, блогами в Интернете. Его можно продавать и покупать, оно складывается из бесчисленных составляющих. Но что касается актерской репутации, если речь идет обо мне, то она определяется вовсе не слухами о том, с кем я живу, что ем и какой фертель в гостинице выкинул. Надеюсь, что моя репутация создается работой, которую я делаю. И для меня очень важно не наследить грязными ногами на сцене, я хочу, чтобы моя работа не просто нравилась, но чтобы она была достойной во всех смыслах.

– У нас, по традиции, очень почитают родителей, часто встречаются с родственниками, любят собираться всей семьей. А вы поддерживаете отношение с родней?

– Папа научил меня с уважением относиться к своей родне и к самому институту родства. Нашу семью очень разбросало по миру, родственники живут от Урала до Австралии и Канады. На гастролях коллеги удивляются: а есть мире место, где у тебя нет родственников? Бывает, мы договариваемся и собираемся в какой-то день где-нибудь в парке, съезжаются человек пятьдесят местной нашей родни: шашлыки, разговоры… Такие встречи у нас то там, то здесь случаются почти ежегодно. Ну, и, конечно, сейчас Интернет очень упростил общение.

– Делали ли вы пластические операции? Об этом многие говорят...

– Не понимаю, откуда берутся эти дурацкие разговоры. Никогда в жизни не подставлял лицо под нож пластического хирурга. Мне кажется, мода тыкать пальцем то в одного, то в другого: а! вот он сделал «пластику»! – идет от тех, кто сам давно стал заложником таких операций. Не превращай свою рабочую неделю в запойную, сделай утром несколько упражнений, ходи в спортзал, следи за собой – и разговоры о пластических операциях отойдут сами собой. А особо дотошным я готов предоставить свое лицо для исследования – пожалуйста, ищите на нем швы! Только в свободное от работы время.

– Многие считают, что в жизни самое главное любой ценой добиться славы и признания. Так ли это, по-вашему?

– Означить себя – это реализовать дарованный тебе богом потенциал. Сделать то, что можешь сделать только ты. Почувствовать тот сокровенный талант, который дан именно тебе. Уже в восьмом классе меня удивляло, что мой ровесник не знает, кем он хочет быть. Мне казалось, это невозможно: ведь каждый знает, чувствует свое призвание! Ведь это же самое важное в жизни – кем ты будешь, куда каждое утро станешь отправляться на работу. Иначе же мука на всю жизнь! И сегодня, когда вижу у молодых людей какую-то неизбирательность и безразличие к тому, чем они будут заниматься, – меня это пугает и бесит. Даже если ты, как Джек Лондон, двести раз потом поменяешь профессию, это должен быть осознанный выбор. Как можно хотеть быть «никем» и «там видно будет»?! Какой-то мазохизм, которого я никогда не пойму.

– Что бы вы сказали напоследок жителям станицы Кущевская, которые слышали нашу беседу по радио и прочтут ее на страницах газеты?

– Мы тут столько затронули серьезных тем, что теперь уж точно станицу Кущевскую я не забуду. Сегодня мы познакомились с вами, и это ощущение тепла сохранится у меня, и я надеюсь, у вас тоже. Пусть мы по разные стороны рампы или эфира, но я рисовал себе мысленно ваши лица, лица тех, кто слушает меня за рулем или дома, кто видит меня на концерте. И пусть тепло, возникшее между нами, греет нас даже вдали друг от друга. Мы, актеры, питаемся этим зрительским теплом. Спасибо вам за него!

"АвтоРадио", Кущёвская , Краснодарский край
19.10.10г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий