четверг, 28 октября 2010 г.

"Заговор"

Телефильм "Заговор" был снят Светланой Аннапольской в 1971 году. Я его раньше не видела, но читала о фильме в книге Светланы Ильиничны. Найти его удалось не так давно, фильм появился в сети. Теперь есть возможность его посмотреть и прочитать совершенно удивительный рассказ о том, как снимали фильм, о Павле Массальском, Маргарите Юрьевой, Валентине Гафте, Ирине Мирошниченко. В съемках принимал участие муж Светланы Ильиничны - Григорий Аннапольский.



     И еще одна, пожалуй, самая интересная работа. Был такой роман американских журналистов Ф. Нибела и Н. Бейли, написанный в 1963-м году «Семь дней в мае». О заговоре против президента Америки. Но он был написан до того, как убили Кеннеди. А я взялась снимать видеофильм по нему после того, как убили Кеннеди — и первого, и второго. Мы должны были сделать пять серий по этому роману и назвали эти пять серий «Заговор». Художник мне принес эскизы декораций, я ему говорю: «Да ты что? Это же Белый дом, все действие происходит в Белом доме! Давайте искать помещение».

     Я сразу поняла одно — в студии это делать нельзя, и стала искать, где снимать. И нашла... Институт истории искусств, который находится на улице Немировича-Данченко, в старинном особняке. Там совершенно потрясающая анфилада открывающихся дверей. Там есть мраморный зал с камином, зеркальный зал. Это, конечно, не точная копия. Но я поняла, что выехать можно только на очень талантливых актерах. И я пошла во МХАТ к Павлу Массальскому и предложила ему роль президента. Я прошла по всему начальству Института истории искусств, и нам разрешили снимать в нерабочие дни — субботу и воскресенье. Мы убирали все лишнее, открывали все двери, но к понедельнику должны были расставлять все по местам.

     Мне говорили: «Ты еще девчонка, с тобой не будут считаться. Это же МХАТ. Они же тебя там сожрут на первых же съемках». В съемках участвовали Павел Массальский, Владимир Муравьев, первый помощник президента, Гриша — второй, Юрий Пузырев — командующий военной базой, Валентин Гафт — офицер, раскрывающий заговор, Ирина Мирошниченко — его любовница, а Маргарита Юрьева, как всегда необыкновенно красива, его жена. Это был роскошный костяк.

     Я немножко трусила. Отправила сценарий всех пяти серий Павлу Массальскому. Он сказал: «Вы мне дадите на три дня?» Я говорю: «Конечно». Через три дня мы с ним встретились, и он сказал: «Мне это очень интересно. Вы мне будете шить костюм?» Я говорю: «Мы можем вам сшить костюмы, но за их качество я не ручаюсь. Те вещи, которые носите вы, и должны быть на президенте». — «Хорошо, — согласился он, — приезжайте ко мне домой». Я приехала к нему домой, он открыл дверцу шкафа-купе, и я выбрала на все пять серий костюмы. Массальский приходил на съемки с абсолютным знанием текста и тем самым всех дисциплинировал.

    Я работала с разными актерами, но такого наслаждения от актерской культуры, от человеческой культуры, я не получала. Это такой был президент! Он выучил весь текст, и если кто-то смел перепутать слово, он только переводил взгляд, и человек немел.

     Я вспоминала те несколько дней, когда нас, студентов, как бы на пассивную практику водили за кулисы Художественного театра. Что поражало меня больше всего — тишина и стерильная чистота, мебель в белых чехлах. И все актеры с нами здоровались. Никакой обычной для других театров суматохи, мельтешни. Еще были живы старики МХАТа, я думаю, что это шло от них. А уже после этого я никогда не была за кулисами, а только в зале.

     Так вот, когда я познакомилась так близко с Массальским, первое, что я вспомнила — те мои ощущения за кулисами МХАТа. Он был человек из эпохи элитарной культуры, а мы живем в эпоху массовой культуры (это, к сожалению, не мое деление, это слова Вульфа, когда в передаче «Серебряный шар» он рассказывал об Ангелине Степановой).

     Я помню, как однажды Павел Массальский шел по улице Горького вниз, к театру, было ощущение, что он выше всех, что он как бы плыл над толпой. Кстати, это так и было, потому что люди уступали ему дорогу, узнавая или даже не узнавая, а просто такова аура его личности. Он был необыкновенно красив, элегантен. Как он носил шляпу, как необыкновенно сидели на нем костюмы, плащи, куртки! Это был актер в самом высоком понимании этого слова. У него были выразительные глаза и удивительного тембра голос.

     Основная трудность, что часть действия в нашем «Заговоре» — это база, военная база, и ее надо было снимать в каком-то другом месте. И однажды я вошла в туалет, а туалет был сделан из каких-то стеклянных кирпичей. С той стороны поставили свет, и получалась некая фантасмагорическая картинка. Бедный мой Гриша, бедный Пузырев! Они должны были играть в нем свои сцены, а запах там стоял, как и положено в туалете.

     Еще одна очень интересная сцена. В ней Гриша играл с Массальским: его герой не соглашается в чем-то с президентом. Смотрю, Гришка вскидывает голову, я думаю, какое он точное движение нашел. А оказалось, что во время съемок у него пошла носом кровь. Он не может остановить игру, и он запрокинул голову, чтобы кровь не так текла.

     У Гриши всегда спрашивали:

     — Как вы работаете со своей женой?

     — Это ад. Спорить с ней на людях я не могу, неприлично. Хвалить тоже. Я делаюсь абсолютно немым человеком.

     Только драматические актеры умеют поворачивать свое недомогание в хорошую сторону.

     Пять серий мы сняли за два месяца. При этом надо учесть, что работали мы только в субботу и воскресенье, когда не работал институт. После себя мы должны были все убрать, как было прежде. И вся группа, начиная с Тамары Бокаревой, Маргариты Эскиной, все ассистенты, операторы — все расставляли мебель по местам, мыли полы, приводили все в порядок. И только при таком условии в следующие субботу-воскресенье мы могли снимать снова.

     А как я билась за эти институтские двери! Потому что эти двери, эта анфилада, были у них намертво закрыты, а без анфилады мы бы не обошлись. Я сказала директору: «Ну хотите, я стану перед вами на колени? Президент должен появиться из этих дверей». И он разрешил. Открывалась одна дверь, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая. К ручкам дверей привязывались веревочки, с двух сторон стояли люди, они тянули за эти веревочки, и двери открывались. Техника была на грани фантастики. И тогда шел Массальский — президент. Это было начало фильма.

     Вот эта анфилада дверей играла сама за себя. Потом я поехала в Белые столбы, в Госфильмофонд, и умолила их отпечатать копию с документального фильма об убийстве Кеннеди «4 дня в ноябре». Прекрасный был фильм, и вот тогда я впервые соединила документальный фильм с художественными съемками. Начало было такое. Медленный наезд с вертолета на Белый дом. Дальше я наплывом переходила, начинали открываться двери, и шел президент. Убийство я взяла тоже с документальной пленки, точнее, фрагменты съемок убийства Роберта Кеннеди. Потому что у нас в финале шла пресс-конференция, в кадре перед камерой появлялась рука с пистолетом. И тут я переходила на документальную пленку, когда убили Роберта Кеннеди: весь тот шум, люди, я еще добавила наших людей, то есть действующих лиц. Это было очень интересно. Так, за месяц, работая только по субботам и воскресеньям, мы сняли пять серий. Снимали мы с экрана кинескопа. Я все монтировала и озвучивала. В общем, весь процесс прошли от самого начала до самого конца.

     Был еще один очень интересный момент, когда удивительно раскрылся Валентин Гафт. Ирина Мирошниченко играла журналистку, а он — офицера, который разматывает узел заговора. И у них должна была быть любовная сцена, а я не могла никак заставить их поцеловаться. В кадре — очень красивая рука с красивым кольцом, которая шла по лицу Гафта. Ну, поцелуйтесь! Не получается. Я им говорю: «Ребята, я вас очень прошу, подготовьтесь, войдите в образ и дайте мне поцелуй в диафрагму». Дубль, следующий, и опять... Потом они вошли в образ, поцеловались. И я сверху кричу: «Пленки не хватит!» А их уже невозможно было оторвать друг от друга.

     Вот какие бывали интересные вещи в этом «Заговоре».







«ЗАГОВОР»




Телеспектакль

Год выпуска: 1971

Авторы сценария: Александр Рохлин, Анатолий Шайкевич

Режиссер: Светлана Аннапольская

Музыка: И.Голицкий





В ролях:



Президент Лимен - Павел Массальский

Кейси - Валентин Гафт

Кларк - Григорий Аннапольский

Тодд - Владимир Муравьев

Эстер - Ирина Гошева

Корвин - Галикс Колчицкий

Гендерсон - Юрий Пузырев

Джирард - Вячеслав Степанов

Холбрук - Ирина Мирошниченко

Мардж - Маргарита Юрьева

Скотт - Лев Иванов

Пренсис - Юрий Леонидов

Бродерик - Сергей Сафонов

Консул - Владимир Привальцев

Хаф - Н.Гродополов




По мотивам романа американских журналистов Флетчера Нибела и Чарльза Бейли "Семь дней в мае".



 




 




 

http://community.livejournal.com/reka_leta/65400.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий