вторник, 21 декабря 2010 г.

Нужны ли театру блоги?

«Артисту незачем опускаться до толпы!» — говорят одни. «Нужно быть ближе к публике!» — противостоят другие. Сегодняшнее время дает возможность артисту общаться с поклонниками на безопасном расстоянии: при помощи интернета. У любого артиста или режиссера сегодня есть сайт, который ведет его админитратор или пресс-секретарь. Но есть и такие, которые хотят общаться с публикой сам, высказывать свои мысли относительно происходящего – в общем, обладают активной социальной позицией. Зачем же актеру онлайн дневник? Именно эту тему обсуждают гости нашего декабрьского номера.
Игорь ОВЧИННИКОВ, «Мастерская П. Фоменко», один из основателей российского театрального интернет-пространства :



– Еще год назад я скорее скептически относился к использованию социальных сетей в театральных делах по нескольким причинам. Когда бурно росли «Одноклассники» и «ВКонтакте», их направленность, аудитория, способы коммуницирования скорее отпугивали. Создавалось впечатление, что это немножко не те сети, в которых театральной организации имело смысл себя представлять. ЖЖ, в свою очередь, был скорее текстоцентричен. Да и потом, смущала концепция: мол, контент теперь должны создавать пользователи, то бишь наши зрители, а мы почитаем. Теперь же, когда резкий рост аудитории показывают «Фейсбук» и «Твиттер», участие в них кажется более оправданным, поиграть в них стало интересно, да, пожалуй, и необходимо. Разумнее с оперативной информацией приходить к людям в социальную сеть, где они чувствуют себя комфортно, чем заставлять их каждый день проверять обновление новостей на официальном сайте театра. И сам театр, и его зритель должны обновляться, нужна «свежая кровь», и социальная сеть – хорошая площадка для рекрутирования и воспитания нового зрителя. Ведь большинству театров не так уж и интересен «любой» зритель, лишь бы билеты купил. В зале хочется видеть людей, которые умеют спектакли воспринимать, сопереживать им, те, у которых есть навыки театральной культуры, которым близок язык театра. Желательно – именно этого театра. И в этом смысле, нынешняя аудитория ЖЖ, «Фейсбука» и «Твиттера», например, кажется театру чрезвычайно близка.

С другой стороны, есть важный этический момент. Театр не может жить «кишками наружу», а должен, наоборот, оставаться вещью в себе, не раскрывая своих тайн, секретов и рутины. Я пока не вижу для нашего театра возможности вести ежедневный блог: вот что у нас сегодня происходит, вот что завтра. Вот вам фото с репетиций, вот вам расписание примерки костюмов. Театральная кухня должна быть скрыта от посторонних глаз. Тем не менее, в социальных сетях мы стараемся давать информацию более полную и даже приватную, чем в официальном новостном блоке на сайте нашего театра.

Почему именно эти сети? Они интересны разностью механизмов информационного функционирования. ЖЖ остается самой популярной сетью для разговоров и обсуждений. В «Фейсбуке» люди представлены своими именами и это некое личное взаимоотношение людей. «Твиттер» – странная среда, оказавшаяся в силу тайн человеческой психологии тоже очень популярной: краткое мимолетное сообщение в 140 символов несет скорее информативную, чем литературную нагрузку, но при этом как нигде больше раскрепощает и индивидуализирует. Почему-то большинство именитых «твиттерян» пишут сами в него сами, непритворно, избегая помощи пресс-служб. Ну и, наконец, для этих трех сетей достаточно просто создавать системы информационной интеграции.

И было бы конечно наивно немедленно ждать в театре новую публику из социальной сети. Но начинать с ней общаться нужно уже сейчас. Меня радуют цифры, суммирующие проявленный к нам в сетях интерес: получается, только в «Фейсбуке», например, ежедневно за нами следит аудитория, сравнимая с размерами нашего большого зала. Это прямое доказательство важности нового медиа и его ресурса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий