среда, 1 декабря 2010 г.

Роман Виктюк: «Петербург не даст земному шарику исчезнуть в пропасти»

В Петербурге при полном аншлаге прошли гастроли Театра Романа Виктюка. Новый спектакль «Мастер и Маргарита» петербуржцы когда-то увидели в числе первых


Виктюк вообще очень внимательно относится к тому, как его спектакли принимают в Северной столице. Здесь, на его взгляд, зритель искушеннее. В начале зимы Театр Виктюка снова приедет в Петербург. С гастролями в ДК имени Ленсовета.

«Сталин над нами смеется»
- Это не только дань уважения, - говорит Виктюк. - Здесь та публика, которая способна понять мой замысел. И на ней можно проверить и достоинства спектакля, и ошибки. Только что отыграли премьеру в Москве и сразу же привезли ее вам.

- Вашим спектаклям здесь аплодируют стоя. Уже предсказуемо.


- Самое главное, когда публика молчит. В тишине возникает энергетика между залом и сценой, которая образует купол. А в ней начинают светиться любовью организмы людей. В финале публика аплодирует не только артистам, но и себе. Тому, что у них есть потребность и способность любить.

- В спектакле «Мастер и Маргарита» на сцене - огромный бюст Сталина. Вы живете на Тверской, в квартире сына вождя народов. Великий и ужасный не снится по ночам?
- Не только мне. Проводят же опросы - его поддерживает невероятное количество людей. Сталин у нас в спектакле с высунутым языком, потому что он смеется над теми, кто думает, что его нет.

- Это же страшно!

- Я поставил в «Современнике» спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком». Сталин в финале говорит: «Я всегда в Кремле». Люди, которые служат там или служили когда-то, утверждают, что иногда появляется тень генералиссимуса. Проверяет - что в нашей твердыне земного существования сейчас главное. Он будет здесь долго. И Ленин приходит в Кремль, и Берия. Я знаю людей, которые были у власти и которые их присутствие ощутили.

- Мистика?
- Сила их энергетики столь сильна, что возвращается на землю. Это черная энергия, и она основная в нашем пространстве.

- Черная энергия сильнее, чем свет?

- Конечно, потому, что свет не хочет ее не впускать.

- Роман «Мастер и Маргарита» весь пронизан мистикой, параллельными мирами, у вас на репетициях, во время спектакля что-то необычное?
- Я ставил эту пьесу три раза - в Риге, Вильнюсе, в Нижнем Новгороде. Страшного, мистического на репетициях ничего не было. Вот только как-то мне снился Булгаков, который говорил: «Не надо молчать, надо терпеливо напоминать». Булгаков, как и Сталин, живет в параллельном пространстве.

- А что такое это параллельное пространство?
- Туда уходят герои. Там и только там Мастер и Маргарита свободны в любви. Только там и возможна любовь. Это трагедия, и поэтому любовь на земле - редкий цветок. Она агонизирует. А мы животное начало принимаем за любовь.
 


Родные страны

- Вопрос к вам как к украинцу. Наши страны станут снова родными?
- Станут, когда люди в своем культурном пространстве обретут власть. Энергетика добра у людей этих стран друг к другу непоколебима. А поскольку я народный артист и той страны, и этой, то я - флагман.

- Политики ходят на ваши спектакли?
- Конечно, я же дружу со всеми президентами Украины. Януковича пока не знаю - вопросы, вопросы и вопросы. А Ющенко… Был такой русский царь Федор, который хотел все согласить, сгладить, решить по-доброму. И что из этого вышло? Ни-че-го. И последний мой диалог с Ющенко, перед тем как он оставил пост, был очень грустным и очень светлым. Он верит, что рано или поздно народ сердцем, любовью обратится к разуму.

- А Юля Тимошенко как вам?

- Личико загримировано, глазки загримировать нельзя.


ОТКРОВЕННО

Последний романтик

- В России у вас начинали лучшие артисты. Это мистика или провидение?
- Начинали великие - Алла Демидова, Татьяна Доронина, Алла Роговцева, Елена Образцова, Наташа Макарова, Алиса Фрейндлих. Как бы ни мешали руководители театров, где они служили, рано или поздно - эти мои небесные невесты приходили к нам.
- Что их влекло - ваша свобода?
- Да, таких единицы и с каждым днем все меньше и меньше. Это называется - последние романтики. А великие романтики уже ушли, потому что почувствовали свою ненужность. Лавров и Игорь Дмитриев, Ульянов, Ефремов.

- В следующем сезоне что будете ставить?
- «Идиот» Достоевского и «Гамлет» Шекспира. В «Идиоте» будет два персонажа - Мышкин и Рогожин.

- А Настасья Филипповна как же?

-
Действие происходит, когда она уже мертва. Они оба - имманации ее духа.

- Москва и Петербург - эти города всегда были разными. Для вас в чем главное различие?
- Москва - это практицизм, ирония, наглость. Вот три главных фетиша, и все связано с деньгами. Отсюда цинизм во главе всего. А искусство и жизнь не могут существовать в цинизме. Включи телевизор и смотри, как радостно они исполняют свой танец, рассчитанный на животное начало.

- А Петербург?
- Здесь есть закваска Серебряного века, эта земля намолена великими. Теми, кто в Серебряном веке принимал главное сияние на этой земле. Здесь то эмоциональное меньшинство, которое не дает земному шарику исчезнуть в пропасти.
 

Марина СУРАНОВА, Фото Натальи НЕЧАЕВОЙ и teatrviktuka.ru — 25.11.2010 
"Комсомольская правда" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий