пятница, 23 сентября 2011 г.

Владимир Мирзоев: «Страна перерождается»

Я уже делала пост о встрече с Владимиром Мирзоевым и Максимом Сухановым в рамках Фестиваля "Золотой Феникс", а сегодня нашла рассказ об этой встрече Светланы Романенко, опубликованный на сайте "Смоленские новости" 21 сентября 2011 года.

      Фильм именитого театрального режиссёра Владимира Мирзоева «Борис Годунов», снятый по тексту одноимённой пушкинской трагедии в переложении на современную нашу действительность, конечно же, я пропустить не могла. Мне было интересно буквально всё. И прежде всего, конечно, сам режиссёр, который считается едва ли не самым последовательным постмодернистом и в то же время не чужд общественной деятельности (в прошлом году подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти»).
      Приехал к нам на фестиваль и его любимый актёр - исполнитель роли Годунова Максим Суханов, которого, помню, я впервые увидела на большом экране также в Смоленске - во время первого фестиваля «Сталкер» в 1998 году, в картине  Валерия Тодоровского «Страна глухих». Любопытно было и то, что же получилось в результате кощунственного, по мнению многих, перенесения событий того Смутного времени во время сегодняшнее.
      Перед показом, который проходил в кинотеатре «Россия-премьер», режиссёр сказал, что картина буквально только что из Выборга (в августе «Борис Годунов» участвовал в конкурсной программе Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу») и что в фильме нет ни одного не пушкинского слова: некоторые фразы не из «Годунова», но всё равно принадлежат Пушкину.
      А потом  начался фильм. С первых кадров - диалога князей Шуйского (Леонид Громов) и Воротынского (Дмитрий Певцов), который в пьесе происходит в кремлёвских палатах, а в фильме - в салоне шикарной иномарки - становится ясно, почему эта картина не могла быть допущена на экран тогда, в 1997 году, в преддверие 200-летия А.С. Пушкина, как этого хотел Владимир Мирзоев. В памяти ещё свежа выборная кампания 1996 года, а тут: «Борис ещё поморщится немного, что пьяница пред чаркою вина, и наконец по милости своей принять венец смиренно согласится; а там - а там он будет нами править по-прежнему».
      Кто стал бы проверять произнесённые актёрами реплики по пушкинскому оригиналу? Сказали бы, что картина про Ельцина, что это пародия на выборы!
      На самом же деле, фильм про Россию, про нас, потому что и сейчас, когда наступила совсем другая эпоха, и у власти нет никого по имени Борис, не отпускает ощущение, что как же, действительно, всё сходится…
      Как уже после просмотра, отвечая на вопрос, почему он обратился именно к этому произведению Пушкина, сказал Владимир Мирзоев, мы по-прежнему не можем разобраться, что для нас страшнее: кровавый царь или лукавый царедворец… Мы оказались во времени, когда происходит трансформация,  страна перерождается, и это ощущение, как он выразился, «рифмуется» с пушкинским текстом.
      - Трансформируются, - продолжает свою мысль режиссёр,-  не только экономика и политика, но и мировосприятие, когда один процент населения испытывает уверенность, что остальные 99 процентов не существуют… Это антиисторическое чувство, и нам хорошо известно, к чему это привело в начале XX столетия. Проблема в том, что мы всё время ходим по кругу, что в огромной стране власть находится в руках одного человека! Пушкина и его окружение эта мысль сводила с ума…
      Ассоциации с началом XX века не просто напрашиваются, они акцентируются. Эпизод с царевичем Димитрием в матросском костюмчике и его красавицей матерью  (Анна Чурина), одетой и причесанной по моде начала прошлого столетия, отсылает нас к убийству другого русского царевича - Алексея. Актриса Анна Чурина, которая вместе с Владимиром Мирзоевым и Максимом Сухановым также приехала на смоленский кинофестиваль, отвечая на вопрос, насколько было сложно или легко в крошечной роли столь фактурно передать образ царицы, заметила: «Важно, что царевич был убит, и это стало началом конца империи…»
      Но больше всего вопросов было, разумеется, адресовано Максиму Суханову. При всём интересе к личности артиста в разговоре то и дело затрагивался образ Бориса Годунова.  Известно, что артист мечтал об этой роли. А режиссёр, ещё только задумывая будущую картину, уже знал: играть Бориса будет Максим Суханов.
      Я спросила, согласен ли Максим с версией, которую Пушкин вложил в уста летописца Пимена, что именно по приказу Годунова был убит царевич. Это ведь только предположение: кто бы ни подстроил преступление, тень в любом случае пала бы на царя Бориса, которому выгодно было устранить с дороги младшего сына Ивана Грозного.
      - Не могу сказать, - ответил артист, - что для меня так уж было важно, кто на самом деле «заказал» это убийство. Мысль такая в голове Бориса, безусловно, возникнуть могла. Для меня в людях власти интересен прежде всего их внутренний монолог. Непросто добиться состояния, когда ты понимаешь, что тебе абсолютно всё позволено. Это метафизическая вещь, когда окунаешься в личность человека, над которым нет никого!
      Кто-то спросил Максима Суханова, как они познакомились с Владимиром Мирзоевым. Случилось это довольно давно, в 1993 году. Представил их друг другу общий знакомый  - художник Павел Каплевич. Знакомство состоялось, однако оно не было продолжено какой-то совместной работой. Спустя два года Мирзоев поставил в Москве, в театре им. Станиславского, гоголевскую «Женитьбу». Максим Суханов не был занят в этом спектакле, но как зритель, по его выражению, «ошарашен» был примерно так же, как когда-то в детстве,  увидев во МХАТе «Синюю птицу» Метерлинка. А через год Владимир Мирзоев пригласил Максима Суханова в свой спектакль «Хлестаков».
      Невозможно было в разговоре с такими собеседниками не затронуть тему состояния современного театра.
      - Знаете, - сказал Владимир Мирзоев, - как в современном мире больше не работает система вертикального подчинения, так же точно и в театре. Эпоха режиссёров-диктаторов закончилась. Тоталитарным способом больше ничего полноценного создать нельзя. Должен быть коллектив единомышленников.
      Фильм «Борис Годунов», безусловно, не будет и не может быть воспринят однозначно. И едва ли где-нибудь он получит приз зрительских симпатий: эпоха сериалов и развлекательных проектов отучила людей ценить кинофильмы, над которыми нужно думать. И у нас на фестивале «Золотой Феникс - IV» эта высокопрофессиональная работа известных мастеров никак не была отмечена. Тем не менее у «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева уже есть и ещё будут поклонники. 31 августа с некоторыми из них можно было пообщаться в Смоленске, в зале кинотеатра «Россия-Премьер», где во время обсуждения не было задано ни одного формального или просто наивного вопроса. Похоже, пришло время открыть в нашем городе общегородской киноклуб, где кинозрители могли бы собираться для совместного просмотра интеллектуального кино, обсуждения и встреч с кинорежиссёрами и актёрами. Одной фестивальной недели  в год явно мало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий