четверг, 31 января 2013 г.

Роман Виктюк: «Четыре тысячи венесуэльцев кидали нам под ноги кольца и цепи»


Прославленный театральный режиссер пришел на радио "КП"-Урал» и рассказал про гастроли в Южной Америке, про недостатки современных зрителей и про близкие отношения с уральским небом


Роман Григорьевич пришел к нам в гости в прекрасном настроении.
      - Это на меня погода так подействовала, - объяснил мэтр. - У вас в Екатеринбурге она просто прекрасная. Меня пугали, что будет минус 30. Но я немножко поговорил с небом и в итоге договорился, что будет тепло. В лучах солнца Екатеринбург - потрясающий город!
      - За вашу 50-летнюю творческую карьеру вы, наверное, уже привыкли ко всякому климату.
      - С гастролями мы объездили массу стран.  Были в таких географических точках, к которым, казалось бы, не имеем никакого отношения. Но, например, в Венесуэле и Перу ажиотаж был такой, что мы играли по три спектакля в день. Последняя постановка начиналась в 12 ночи! Я был уверен, что на нее уж точно никто не придет. Но… четыре тысячи человек в зале! А на улице поставили большущие экраны для тех, кто не попал внутрь. В итоге в полчетвертого утра «театралы» с улицы все-таки ворвались внутрь, как раз когда шли финальные танцы. А те, кто сидел в зале, повскакивали со своих мест. Все вместе они стали снимать с себя цепи, кольца и кидать под ноги артистам. Я акцентирую  - к ногам артистов! В том спектакле еще играл Костя Райкин. Но его в тех краях, разумеется, не знали, так что списать интерес местных жителей на популярность Райкина нельзя.
      - А на каком языке играли ваши артисты?
      - Только на русском! Но была бегущая строка, которая переводит текст. Хотя я не думаю, что эти зрители хорошо читали и даже могли соединить буквы в слова. Тут ведь самое главное - энергия, которая с первой секунды исходит от тех, кто выходит на сцену. К счастью, я работал со всеми лучшими артистами прошлого столетия. Колягин, Гафт, Терехова, Демидова, Доронина, Райкин. И вся эстрада - Хазанов, Карцев, Ильченко, мой студент Фима Шифрин. И я уж не говорю про Верку Сердючку, которая сейчас просто над планетой летает.
      - Роман Григорьевич, можно ли сказать, что ваши постановки в корне отличаются от классических прочтений?
      - Я боюсь так говорить. А то еще найдутся люди, которые подумают: «Боже мой, как это ужасно». Все зависит от воспитания и от того, какой канал человек смотрит. Тем не менее было время, когда мои спектакли запрещали. Мало того, даже закрывали студенческий театр МГУ, где я поставил пьесу «Уроки музыки» про болезни нашего общества. Мне говорили: «Мы пьесу не читали, но мы знаем, что студентам это не нужно!» Разумеется, театр закрыли…
      - К счастью, сейчас нет никаких запретов.
      - Теперь цензура еще хуже. Это цензура доллара. Мы живем в период шоуцентризма. На место поэта пришел модельер и парикмахер. И самое страшное, что поэт сейчас не нужен. Все делается для того, чтобы театр превращался в развлечение. В театр сегодня ходят после сытного обеда, чтобы откинуться на спинку стула и, засыпая, думать, когда же это все закончится…




Андрей Горбунов
"Комсомольская правда" - Екатеринбург, 31 января 2013г.


P.S. Читая сказанное Виктюком "и самое страшное, что поэт сейчас не нужен" вспомнила, что недавно прочитала у Владимира Мартынова в "Пестрых прутьях Иакова": "<...>Как бы то ни было, но я думаю, что в поколении, изначально обучающемся письму шариковыми ручками, уже никогда не сможет появится великий поэт - и в этом не следует усматривать ничего трагического, ибо в явлении великого поэта ныне нет никакой необходимости"... Даже выписала себе куда-то "нет никакой необходимости" и "ничего трагического"...

reka-leta.livejournal.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий