вторник, 2 августа 2011 г.

"Ничего-то в нашей жизни не меняется"

О том, как прошел объединённый фестиваль «Музыка и кино», можно прочитать на портале Фонда "Русский Мир", меня же особенно заинтересовало мнение Светланы Хохряковой о фильме Владимира Мирзоева "Борис Годунов", фильме, который так уже хочется посмотреть...:

      <...> События XVI века, на удивление, легко вмонтировались в современную Москву. Ничего-то в нашей жизни не меняется. А Пушкин и сегодня живее всех живых. Его строки сбросили хрестоматийную пыль и зазвучали свежо и современно в бассейне и лимузине. И не было в них никакого анахронизма, несоответствия с обликом героев столичного Сити. Владимир Мирзоев ещё в пору своей юности мечтал поставить «Бориса Годунова» в театре, дерзко думал о Владимире Высоцком как исполнителе главной роли. Он всегда был безогляден в своих сценических опытах. В 1997 году созрел замысел фильма, но приходившие людям в голову ассоциации с «царём Борисом» Ельциным, не позволили осуществить намерения.
      Максим Суханов – всегдашний протагонист Владимира Мирзоева –  в роли Бориса Годунова оказался и сам похож на Владимира Мирзоева. Кто-то нашёл в нём сходство с экс-главой президентской администрации Волошиным. Во всяком случае, что-то новое и непривычное обнаружилось в его облике, порадовал и уход от некоторых наработанных приёмов, ставших опознавательными знаками в их совместных опытах. Борис носит современные костюмы, как если бы он был действующим президентом страны, он современный человек со всеми атрибутами власти. Ему приходится следить за здоровьем и проходить курс лечения в дорогостоящей клинике, оборудованной по последнему слову техники. Шприцем врачи что-то вкалывают в его лысую голову, он проходит курс иглоукалывания. Как современный правитель, Борис Годунов не сходит с экранов телевизоров, и мы имеем возможность узнать, как к нему относится народ. Периодически по ту сторону экрана попеременно возникает «население», олицетворяют которое две семьи – рабочая и интеллигентная. Люди, сообразно своему социальному положению и воззрениям, высказываются по поводу правителя, комментируют его поступки. Рабочая семья при этом продолжает пить-гулять, но в рамках приличия. Народ не безмолвствует, во всяком случае, на кухнях. В пересказе всё это выглядит довольно дико и пошло, но совсем не оскорбляет чувств зрителя, сидящего перед экраном. Само зрелище в большей степени тяготеет к телевизионному восприятию.
      Владимир Мирзоев собрал интересный и даже неожиданный актёрский состав. Дмитрий Певцов тут Воротынский, он хорошо одет и респектабелен, едет в дорогом автомобиле, всем своим обликом напоминает современного делового человека или политика. С Шуйским, роль которого исполнил, как всегда убедительно и сочно, Леонид Громов, он разговаривает пушкинским слогом. И ничего смешного в этом нет, как будто только так и можно изъясняться. В роли всесильного Владыки появится Андрей Ташков, выглядит он, как наши патриархи, в привычном по телеэфирам облачении и рядом с первыми лицами государства. Он принимает участие в важнейших государственных заседаниях, всегда находится рядом с Борисом, ведёт вполне здоровый образ жизни, занимается в тренажёрном зале. Ольга Яковлева, игравшая когда-то у Эфроса Марину Мнишек, появится на миг возле новой красавицы Марины Мнишек, роль которой досталась Агнии Дитковскските. Здесь много эпизодических персонажей, которые придают происходящему объём. Агния – холодная красавица, её прекрасная Марина своего не упустит. Не у фонтана, а в бассейне состоится её решающий разговор с Гришкой Отрепьевым в облике Андрея Мерзликина, настоящим разбойником и авантюристом новейшего разлива. Ей и водки поднесут по первому требованию. В восточном красавце Фёдоре Годунове есть особость, непохожесть на остальных. Последнюю свою роль сыграл Михаил Козаков – мудрого Пимена, к которому никто не прислушивается. Леонид Парфёнов привнесёт свой медийный ресурс и окажется знаком времени в роли дъяка Щелкалова, посредством которого народ получает нужную информацию о происходящем в верхах.
      Царский указ зачитывают тут с экрана айфона. При этом нововведения не оскорбляют глаз и слух. В театре давно уже освоены подобные переносы классических пьес в сегодняшнюю реальность. Особенно досталось Шекспиру. Теперь и кино наступает театру на пятки…
      Актёр из Театра простодушных, где работают люди с ограниченными возможностями, Сергей Макаров, уже снимавшийся в картинах «Старухи» и «Рагин», произнесёт здесь сакральную фразу: «Подайте копеечку». Кто, как ни он, простодушный взрослый ребёнок, сделает это, как надо. В финале мы увидим декорации, словно происходящее разыгрывается на сцене, но где подмостки, а где жизнь – не отличить. Пушкин стал своего рода лакмусовой бумажкой, проявив всю метафизичность и цикличность нескончаемой российской маеты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий