четверг, 11 августа 2011 г.

Актуальный Пушкин


Фильм «Борис Годунов» показали на фестивале в Выборге

Картина Владимира Мирзоева была представлена в конкурсе фестиваля «Окно в Европу». И заслуживает особого внимания не только потому, что это экранизация драмы Пушкина, но и потому что «Борис Годунов» — первая серьезная работа в основной программе смотра.

Пушкина, который считается нашим всем, в России, да и в мире экранизируют не так часто, как других наших классиков. Последняя игровая картина — «Барышня-крестьянка» Алексея Сахарова — была выпущена в 1995 году. А два года назад вышел анимационно-экспериментальный фильм Ирины Евтеевой «Маленькие трагедии». Так что появление «Бориса Годунова» — настоящее событие в мире кино и в области экранизаций.

Режиссер ленты Владимир Мирзоев и в театре, и в кино создает свой особенный мир вне времени, пространства и конкретных реалий времени. В новой картине та же история: действие трагедии Пушкина перенесено в наши дни, герои ездят на авто, носят белые рубашки и галстуки, говорят по мобильным, но при этом произносят оригинальный текст. Подход, возможно, не новый. Но он, как ни банально звучит, нужен для того, чтобы показать, насколько актуально все то, что было написано в XIX веке. Кстати, эта актуальность в свое время отпугнула продюсеров: испугавшись сравнений с действующей властью, они отказались финансировать проект. Сейчас, когда фильм готов, режиссер сам призывает избегать проведения параллелей с властью. Но не из страха, что картине перекроют кислород, а потому что лента действительно о другом.

По словам Мирзоева, он снимал не о конкретных руководителях страны, а о природе правления в целом, о том, как человек борется за власть, но в то же время чувствует себя незащищенным. Именно такой образ мятущегося и сомневающегося человека создавал Максим Суханов, которого режиссер называет полноправным соавтором фильма — они вместе в конце 90-х задумали эту экранизацию. Также в фильме снялись Андрей Мерзликин (Григорий Отрепьев), Петр Федоров (Петр Басманов), Леонид Громов (Василий Шуйский). Все они убедительны, а многие из них раскрываются по-новому. Правда, к женскому актерскому составу есть некоторые претензии, но общего впечатления все это не портит.

Снимал фильм оператор Павел Костомаров — большой любитель «живой» камеры. Сочетание классического текста и почти документальной подачи материала сильно воздействует на зрителя, заставляет поверить в реальность происходящего. Об исторической достоверности Владимир Мирзоев говорит, что за ней не гнались. Задача была экранизировать литературное произведение, в котором есть авторская позиция Пушкина, а не разобраться в том, кто был прав, кто виноват и было ли в действительности все то, о чем писал Александр Сергеевич. По большому счету, словами трагедии «Борис Годунов» режиссер рассказывает о цикличности истории, об антагонистах и двойниках, о безысходности, в которую обязательно упирается любой правитель.

«Борис Годунов» Владимира Мирзоева не первая экранизация пушкинского произведения. В 1986 году ее осуществил Сергей Бондарчук. Фильм был принят холодно и обвинен в отсутствии эмоциональности. В то время страна находилась в некоем переходном состоянии, и Бондарчук неслучайно взялся именно за этот материал. Свою ленту Мирзоев задумывал в конце 90-х, когда Россия также стояла на пути перемен. И еще немного об актуальности. Продюсеры показывали фильм отборщикам крупных зарубежных фестивалей, в том числе Каннского. Но, по словам режиссера, они назвали ленту «слишком русской историей, непонятной европейскому зрителю». Удивительно, но в мире хорошо знают Толстого и Чехова, но совсем не знают, и главное, не понимают Пушкина. Так что картине остается только надеяться на хороший прокат в России.

11.08.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий