суббота, 14 января 2012 г.

Ефим Шифрин: «В кассе жизни человек получает то, что заработал»


Ефим Шифрин: «В кассе жизни человек получает то, что заработал»

В творческом плане 2011 г. для Ефима Шифрина оказался невероятно насыщенным: актер снялся в нескольких новогодних проектах, фильме Владимира Мирзоева по знаменитой пьесе польского драматурга Мирослава Мрожека «Контракт», удовлетворил любопытство детворы в рамках телепередачи «Сто вопросов взрослому», интенсивно колесил со спектаклями и сольными концертами по ближним и дальним весям.
Казалось бы, после такого «стайерского забега» и отдохнуть не грех, однако новогодние каникулы маэстро оказались короткими: уже 3 января он вышел на сцену переполненного зала трускавецкого дома культуры им. Т.Шевченко, а накануне концерта дал эксклюзивное интервью читателям «Магістралі».

— Ефим, как представитель главной железнодорожной газеты Украины в первую очередь хочу спросить, как часто пользуетесь железнодорожным транспортом?
— Почти ежедневно. А вот летаю крайне редко. Поэтому моя нынешняя жизнь — бесконечные поезда. А динамичный мотив дороги — мой мотив. Равно как и писатели, повествующие о путешествиях.
— Какие ваши основные маршруты?
— Избороздил почти весь мир. Утыкал интернетовскую географическую программу скопищем флажков. В отдельных регионах из-за этих флажков даже названия городов не читаются. Поэтому белых пятен для меня как путешественника мало. Только в Латинской Америке не был, но поскольку русскоязычное население там есть, для меня в этом плане не все окончено.
— Вы одинаково комфортно чувствуете себя везде или есть наиболее близкие сердцу места?
— Со зрителями меня, прежде всего, сближает язык. Именно он делает нас друзьями еще до того, как выхожу на сцену. Поэтому измерять иными критериями места, где бываю, неловко. Везде, где говорят по-русски, мне комфортно. Хотя любимые города, конечно же, есть. В частности, Санкт-Петербург и Киев — города исключительно теат­ральные, куда привожу не только все свои эстрадные программы, но и спектакли. Причем, несмотря на то, что декорации некоторых весьма объемны и дорогостоящие для зрительского кармана. В провинцию езжу, как правило, с эстрадными программами.
— Насколько, по вашему мнению, Украинская железная дорога сопоставима с российской, европейской, мировой?  
— Сначала я, пожалуй, вздохну, потому что ответ будет неоднозначным. Все, что касается фирменных поездов, на всем постсоветском пространстве, претензий не вызывает, особенно «Красная стрела», «Мегаполис», поезда нижегородского направления. Ведь только весьма капризный, избалованный пассажир может предъявлять к ним претензии.
Что же касается нефирменных поездов, которыми мне приходится пользоваться куда чаще, то они далеки от совершенства, хотя, признаюсь, год от года уровень сервиса и здесь растет. И выделять в этом плане Украинскую железную дорогу вряд ли есть смысл, так как мои маршруты, как правило, международные. Весьма часто я приезжаю в Украину из Москвы или другого города бывшего СССР поездами украинского формирования. Поэтому со всей ответственностью и без лести скажу: украинские проводники — люди очень душевные, мастерски компенсирующие прорехи колесного сервиса. Они ухитряются сделать поездку уютной даже тогда, когда вагон годится разве что на дрова или металлолом.
Конечно, железнодорожный транспорт, доставшийся постсоветским республикам, пока — большая проблема, решить которую в один присест нереально. Тем более, когда сталкиваешься с комфортом немецких, итальянских и особенно американских поездов. Ведь они — все равно что дома на колесах, вплоть до совершенно бесперебойного Wi-Fi, при помощи которого ты можешь в режиме реального времени показать племянникам, проживающим в Израиле, интерьер вагона и себя, любимого.
— Как проводите время в пути?
— В отличие от многих коллег по профессии, в поезде отлично сплю. Перестук колес действует на меня магически. Мое же излюбленное времяпрепровождение в пути — чтение. Не усну, если не почитаю. Поэтому компьютер и книга — всегда при мне. При этом я мгновенно взвиваюсь от возмущения, если не работает прикроватная лампочка. Просто с ума схожу, так как не могу же возить передвижную электростанцию, чтобы осветить маленький кусочек подушки. К сожалению, лампочки часто не работают, хотя многим это кажется мелочью: спать-то можно. Поэтому моя многолетняя привычка засыпать, перелистывая страницы, делает не столь комфортными, как хотелось бы, многие поездки.
— Что вы любите читать кроме книг о путешествиях?
— Вообще-то я всеядный читатель. В основном познаю все, что имеет хотя бы малейшее отношение к моей профессии. И театральные мемуары, и книги серии «Жизнь замечательных людей». Но куда чаще листаю детективы или приключенческие романы на английском. Они, как правило, маленького формата и потому много места не занимают, зато хорошо расслабляют и убаюкивают.
Если же на носу финиш очередного проекта, требующий заучивания длинных кусков текста или музыкальных номеров, которые не успеваю освоить дома, поездки превращаются в репетицию. Надеваю наушники и погружаюсь в новую песню или музыкальный дуэт. И поезд мне в этом только помогает: стыки рельсов задают, словно метроном, ритм.  
— Есть ли в вашем багаже путешественника поездки, запомнившиеся на всю жизнь?
— Конечно. Однажды, например, мы ехали из Риги в Москву. И вдруг попутчик почувствовал сильную сердечную боль. Позже выяснилось: у него инфаркт. Но элементарное человеческое участие не позволило ему отойти в мир иной. Мало того, что одна из пассажирок вагона оказалась врачом, так и объявление по громкоговорящей радиосвязи помогло собрать целый ворох лекарств и бутылок с горячей водой, а в Москве нас встретила «скорая».
Потом долгое время мы общались по телефону с теми попутчиками, и они приходили на мои концерты. Словом, тревожное происшествие сдружило людей.
— Ваше творчество, за исключением сериала «Путейцы», не касалось железнодорожной темы. Неужели в этой сфере нет достойных сюжетов для сатирика?
— Поводов, увы, хватает. Но железнодорожная тема отсутствует скорее потому, что мои авторы поездами если и ездят, то не так часто, как я. Вот и не написали такого шедевра, как монолог проводницы Михаила Жванецкого, блестяще исполненный Любовью Полищук. Со временем, полагаю, железнодорожный сюжет обязательно появится в моем репертуаре, поскольку жизнь современного актера просто не может обойти тему перемещения в пространстве.
Кстати, один мой проект целиком связан с поездом. Это телефильм «Комедианты» режиссера Александра Галибина, поставленный по рассказам Куприна. В нем с такими замечательными актерами, как Игорь Скляр и Александр Семчев мы передаем потрясающе трогательную историю трех немолодых и не очень удачливых провинциальных актеров, встретившихся в купе вагона. Выпивая, они хвастаются былыми театральными успехами — ролями Гамлета, короля Лира, спорят, ссорятся. Но в конце пути выясняется, что все следуют в одно место, а именно — дом для престарелых актеров, содержащийся на средства театрального мецената. Поверьте, на этих съемках мы, три в общем-то не сентиментальных мужика, беспрерывно плакали, настолько нас поразил трагизм судьбы персонажей. Настоятельно советую посмотреть этот фильм.
— Как-то в интервью вы признались, что пилоты самолета доверяли вам штурвал…
— И это правда, хотя держал его не больше минуты. Зато в кабину машиниста локомотива не поднимался…
— А хочется?
— Конечно. Ведь в детстве долго не видел поезда. Вырос-то в далеком Колымском краю, связанном с Большой землей с помощью так называемой малой авиации. Зато когда наша семья переехала в Ригу, в Межапарке увидел настоящую железную дорогу, от которой просто обалдел, так как работали на ней мои сверстники. И проводниками, и машинистами, и стрелочниками.
Позже часть пути в Оршу к бабушке ехал поездом с паровой тягой. И в Юрмале (мне тогда едва исполнилось 10 лет) мы жили во втором от железной дороги доме, трясущемся, когда мимо проходили поезда.
Под перестук колес я и вырос. Как и все пацаны, считал вагоны товарняков, накладывал на рельсы гвозди, видел несчастные случаи вплоть до самоубийства. Впрочем, чего это я о грустном…
— Верно, давайте о будущем. Каким вам видится стартовавший год?
— Признаться, меня страшно раздражают прогнозы. Ведь мне неоднократно гадали, причем люди с весьма авторитетными в этой области именами. Однако ничего не сбывалось. И поэтому астрологов я почитаю за шарлатанов. Ведь своими предсказаниями они клонируют людей, подгоняя представителей каждого зодиакального знака под выдуманный общий знаменатель. А это абсурд, ибо любой человек — индивид, носитель печати Божьей.
Поэтому мой прогноз будет похожим на прогноз метеоролога: в течение года все возможно. И год окажется таким, каким будет, каким мы его заслужим, каким заработаем. Остальное — фантазии. Бесплодные и глупые, ибо мой жизненный опыт свидетельствует: получу ровно столько, сколько заработаю. И уже только поэтому не жду чуда, хотя детское стремление получить что-то совсем за так, признаться, еще живо. Но повторюсь: в кассе Жизни человек получает только то, что заработал.
— Что пожелаете украинским железнодорожникам?
— Терпения и выдержки в преодолении профессиональных трудностей. Чтобы места их работы слыли не экстремальными, а отвечали всем современным критериям комфортного труда и быта. И, конечно, — здоровья, в котором люди этой профессии, на мой взгляд, нуждаются более остальных.

Наша справка.
• Ефим Шифрин (Нахим Залманович) родился 25 марта 1956 г. в поселке Нексикан Магаданской области России. В 1978 г. окончил эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (курс Романа Виктюка). Выдающийся режиссер и вывел талантливого ученика на сцену театральной студии МГУ (спектакли «До свидания, мальчики!», «Ночь после выпуска»). В 1978—1988 гг. артист работал в Москонцерте, параллельно заканчивая факультет режиссеров эстрады ГИТИСа.
• С 1990-го Ефим Залманович — художественный руководитель «Шифрин-театра», в репертуаре которого спектакли «Фотография на память», «Новый русский пасьянс» и другие. Также он автор трех автобиографических книг: «Театр имени меня», «Личное дело Ефима Шифрина», «Течет река Лета». У него более 30 ролей в спектаклях и мюзиклах, телефильмах, сериале «Герой нашего племени».
• Ефим Шифрин — лауреат І Московского и VII Всесоюзного конкурсов артистов эстрады. Обладатель премий «Золотой Остап», международной сети клубов World-Class—Мистер Фитнес, кубков Райкина и Никулина. В 2006 г. награжден дипломом Федерации бодибилдинга и фитнеса правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни.

Юрий Швайко
"Магистраль", 14.01 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий