суббота, 28 мая 2011 г.

Роман Виктюк: любовь - единственная заповедь природы человеку

Дон Жуана и Казанову нередко отождествляют. Режиссер Роман Виктюк эти типажи четко разделяет.


 

Москва, 28 мая. Люди часто отождествляют Дон Жуана и Казанову, а вот психологи четко разделяют эти типажи. Роман Виктюк знает о них все. В его режиссерской версии Дон Жуан представал дважды, отмечает МТРК «Мир».

Роман Виктюк, народный артист РФ: Есть две совершенно разные структуры. Одна – структура любви, другая – расчета. Казанова весь в расчете, который основан на сексе. А у Дон Жуана, как мне кажется, есть соединение любви и секса. Это персонаж из мира вечности. Это миф, который определяет в разные периоды человечества отношение к высоте любви. Каждый раз этот персонаж настолько многолик, что провоцирует и говорит: «Вы правильно думаете, а я глубже, интереснее. Вы еще упустили какую-то сторону». Этот миф оказывается необходим тогда, когда человечество забывает о том, что любовь — это единственная заповедь природы человеку.



Когда животное начало в обществе побеждает, когда пошлость и расчет становятся главными, тогда Дон Жуан, как вулкан, как взрыв страсти, оказывается необходим. Он словно кричит людям: «Извините! Ваши животные начала не имеют никакого отношения к поиску высоты, которое было у меня, несмотря на то, что мне приписывают черти что!». Дон Жуан всегда кричит: «Я знал, что только надо любить!». В любви может быть отчаяние, в любви может быть не достижение, может быть обман, могут быть какие-то очаровательные маски и словесные, и движенческие. Это то, что потом принимает и ворует искусство и словно говорит: «Нет, это мы придумали!». Это и Моцарт с его оперой, балеты на тему Дон Жуана, и драматурги, которые не могут успокоиться.

На протяжении веков, когда не хватает страсти и безумия любви, общество кричит: «Дон Жуан, помоги! Ты — икона, ты — миф! Ты должен опять блеснуть и напомнить земле, ради чего они здесь…». Я знаю разные варианты, разные трактовки великой музыки Моцарта и, может быть, лучшей в мире оперы «Дон Жуан». Моцарт был в раю, он знал, что там никто не разговаривает, там только поют. Песни, которые он там слышал, он подарил через «Дон Жуана» миру. В том, как течет музыкальная ткань любви, совершенно нет пошлости, нет никакого животного начала. Там есть мечта, которая носится в воздухе, пролетает ураганом, затихает, а потом опять возвращается на землю.

Когда вздрагивает пошлая земля, а у людей нет месте в сердце для любви, тогда Дон Жуан кричит: «Придет Командор, и вас всех накажет! Ждите Командора!». И в музыке Моцарта это сделано фантастически! Он не находит идеала, о котором мечтает. Он же тратится. Он не думает, как обхитрить, придумать, обойти. Он действует не так, как современные «Дон Жуаны», которые с помощью денег могут получить кого угодно - без обольщения, без траты души, нервов и собственного здоровья. Сегодня Дон Жуан кричит: «Я искал идеал! Я не развратничал!». Когда ему приписывают 200-300 дам, это неправда. Он чист!

У Пушкина, у всех великих испанцев, англичан, у Цветаевой есть неутоленная мечта о принце, который обязательно придет. Но это принц, который приходит Оттуда. А не принц, который приезжает на машине и держит чековую книжку.

Классики кричат: поднимайтесь в небеса и слушайте музыку небес, потому что любовь приходит оттуда. На каждую эпоху, к сожалению, определяется очень мало такой эмоциональной встряски и страсти. Любовь длится всего три года. Химическая реакция дана человеку всего на три года, и за три года нужно успеть ее реализовать. Три года — это запрограммированность, когда организм держится на той шкале любви, на той высоте, которая кричит: «Я — Любовь!». «Л» - с большой буквы.

Дружба длится вечно, а любовь мгновенна. В украинском языке для любви есть два слова: «кохаты» и «любыты». В одном случае это песня, это любовь, а «кохание» — это игра на барабане, это ритм, биение сердца, это тестостерон, который вырабатывает организм, когда сходит с ума от страсти. Если человек растрачивает это мгновенно, то дальше появляются уловки, расчет, ум. Вокруг любящих людей всегда есть аура первородного сияния, свечение, какой-то венец, благословение. Поэтому и говорят, что все свершается на небесах. И браки, прежде всего.

Я выброшен сюда оттуда, чтобы только этим заниматься. Хочу я - не хочу, я могу сопротивляться, я, как Скорпион, каждый день себя ругаю, «ем», как могу, и все бесполезно. На сцене мой дом, здесь моя любовь, здесь мое счастье. Великие артистки гениально говорят, что в реальности они не нашли принца. Но встречаясь с ним на сцене, они проживают это так, как будто это было в реальности. Я этих артисток обожаю. Они — светоч любви, они — маяки, к которым люди тянутся, потому и ходят в театр. Любовь — это единственная заповедь природы человеку.

МТРК «Мир»
28 мая 2011 года 

Комментариев нет:

Отправить комментарий