понедельник, 14 декабря 2015 г.

Ефим Шифрин: киселевского зрителя я выбираю снова и снова!



Столичные знаменитости провинциального зрителя в последние годы балуют нередко. Однако не на всех концертах бывает аншлаг.

Сотрудники киноконцертного зала «Россия», анализирующие предпочтения киселевчан, заранее способны предугадать успех будущей гастрольной программы. По их словам, горожане охотнее всего идут на концерты актеров юмористического жанра.

Прогнозируя очередной концерт столичной звезды, сотрудники «России» знали, в зале не останется ни одного свободного места. Ведь к нам едет Ефим Шифрин!




Этот юморист приезжал к нам уже не единожды. И каждый раз - аншлаг. На этот раз в зале опять не осталось ни одного свободного места.

Возможно, устал народ от будничной круговерти, растущих цен, меняющихся законов, тревожных новостей. Вот и приходит с удовольствием отдохнуть, посмеяться, дух перевести.

По словам самого Ефима Шифрина, провинциальный зритель не воспринимает приезд столичной звезды как культурную сенсацию, он гораздо избирательнее, чем столичный. Его выбор диктуют несколько факторов, в том числе и кошелек. Ну, а уж если народ готов «голосовать рублем» за хорошие шутки, теплую атмосферу и доверие, значит, есть у него потребность в качественном юморе.

А что такое хороший юмор и отличается ли чем-то еще столичный зритель от провинциального, нам рассказал перед началом концерта сам артист.

- Вы не в первый раз в нашем городе. На этот раз вы привезли нам что-то новенькое?

- Привет, киселевцы мои дорогие! Когда меня спрашивают, сколько раз мы уже с вами встречались, у меня нет ответа на этот вопрос. Потому что мне кажется, что мы и не расставались. В шахтерские города я приезжаю довольно часто, бывал здесь еще во времена, когда в Кемеровской области проводились шумные фестивали «Зори Кузбасса». И каждый раз я уезжаю отсюда с восторгом. Есть такое актерское правило – публику не выбирают, но такую, как вы, я выбираю снова и снова.

Программа, с которой я езжу по стране, постоянно обновляется, в ней появляются и новые юмористические номера, и новые песни. Юмористических, конечно, больше, ведь на мои концерты приходят, чтобы посмеяться, не оперных же арий от меня ждут. А песни – это такие лирические «островки», чтобы дух перевести. А вообще я как-то не очень думаю об обновлении репертуара. Для меня есть один критерий: либо люди смеются, либо не смеются. Когда концертный номер «отстрелен», он не вызывает такого смеха, как шутка, которая звучит в первый, второй раз. Для меня это - единственный индикатор. Как только шутка перестает вызывать смеховую реакцию, она летит в корзину, я даже не успеваю опомниться.

Наш жанр, к сожалению, привязан к злобе дня, к моменту. И нужно признаться, что я не очень люблю сатиру, потому что это жанр злой, довольно жесткий и очень сиюминутный. Юмор – это другое. В моем репертуаре есть номера-долгожители. И я их люблю не меньше, чем новорожденные номера. Для меня они все равны, как говорят киношники, это мои дети.

- Вы отметили, что в вашем жанре важную роль играет «злоба дня». Минувшая осень была очень насыщена событиями, и не только политическими. Что-то из актуального, обсуждаемого нашло отклик в ваших выступлениях?

- Я же не газетная передовица, я стараюсь говорить об общечеловеческих вещах. Я ведь актёр. А артисту важнее человек, а не событие. На событие откликаются политики, журналисты. Так получилось, что ваш брат-журналист сейчас становится не четвертой властью, а чуть ли не первой. Он формирует общественное мнение, и вслед за ним люди что-то осуждают, а что-то приветствуют. Обыватели поддаются стадному чувству и вслед за кем-то кричат «Ура!» или «Свергнуть!», идут вправо или влево. Я очень осторожно отношусь к любой реакции на новости, особенно политические. Иногда какой-нибудь газетный заголовок вообще сбивает с толку мирных людей, а потом оказывается, что это все - неправда.

- Все, кто приезжает к нам, говорят, что наша публика - особенная. Наверное, просто принято хвалить тех, кто пришел на твой концерт, а в целом киселёвский зритель ничем не отличается от жителей других небольших городов. А вот от столичного зрителя, наверняка, отличаются?

- Столичный зритель? Кто такой столичный зритель? Столичный зритель ни на что не ходит. Москва – это город приезжих, и в основном на концерты ходят приезжие. А коренные москвичи – это зрители премьер. Они посетят какую-нибудь премьеру и живут в этом ранге столичного зрителя до следующей премьеры.

А провинциальный зритель?.. Ненавижу это слово! Потому что время стерло подобное деление. Современные средства коммуникации - ютуб, интернет, легкие способы передвижения по миру исключили слово «провинция» как знак какого-то отдаления от чего-то. Ну, а с другой стороны, это самое время сделало совершенно невозможными гастроли полноценных театральных спектаклей. Потому что это не укладывается ни в какие финансовые схемы. Декорации, свет, количество занятых актеров – это очень недешево. К тому же вот возьмем такой зал, как ваш: здесь всего 300 мест, на сцене мало что уместится. Я, например, жалею, что я никогда не смогу проехаться по провинции ни с одним из своих театральных мюзиклов, потому что это невозможно. Поэтому провинциальный зритель, увы, часто лишен возможности видеть какие-то полноценные спектакли. Но мне повезло с жанром, потому что выступление умещается в одном костюме. Здесь главнее сам диалог, общение со зрителем, смех, который всё остальное отодвигает на задний план. И совершенно не важно наличие или отсутствие красот позади.

Нужно заметить, что провинциальный зритель - благодарнее, чувствительнее. И он осторожнее в плане выбора, потому что его выбор диктует кошелек, возможно, какой-то недавний обман. Мы же знаем, как работает шоу-индустрия. Очень часто привозят чего-нибудь такое: расстелют на сцене матрасик, и вот тебе уже пьеса «Чайка».

Ну, а что касается различия между зрителями вообще… Если ты к зрителю - с уважением и с любовью, то реакция не заставит себя ждать. Если зрители видят, что ты не халтуришь, а я не халтурю никогда, просто не люблю, если зритель чувствует эту искреннюю ноту, тогда не надо его тормошить, он сразу сдаётся без боя. А я очень люблю эту взаимную капитуляцию.

- А как вы считаете, с появлением таких передач, как «Камеди Клаб», «Стендап» и подобных, юмористический жанр стал пошлее?

- Я вот уже 35 лет работаю на эстраде, и за это время слово «пошлость», к счастью, ко мне не прилипло. Чтобы ответить на этот вопрос, приведу такой пример. Знаете, как бывает на дне рождения, где собираются незнакомые люди: сначала идут такие чинные тосты, проверенные речи, все очень боятся уронить салфетку или неправильно воспользоваться прибором. А конец вечера часто отмечается каскадом разных и порой не очень приличных анекдотов. И их рассказывают все: и академики, и политики, и кто угодно. Люди понимают, что можно уже немножко себя «отпустить».

В эстраде существует какой-то такой допустимый угол доверчивости. И нужно тонко чувствовать, где, когда, сколько и о чем можно шутить. Понято, что если в твоем окружении есть люди, омраченные чем-то, с какими-то проблемами в семье, ты понимаешь, что не к месту все эти анекдоты про тёщу и про сантехника, пришедшего к жене. Тем более, когда появляется такой свидетель, как камера.

Есть вещи, о которых не принято говорить при свечах и галстуке. Но если с залом устанавливается доверительный контакт, то я считаю, нет запретных тем. И это выражение «ниже пояса» меня всегда расстраивает. Я не понимаю, что там ниже пояса такого плохого, чего нет выше. Другое дело, что всему есть свое место и свое время.

Поколение, которое пришло на экраны вместе с «Камеди», куда более расковано, чем наше. Надо уметь принимать с пониманием то, что у них своя система координаций, свое отношение к миру. Над ними никогда не сидел редактор с карандашиком, который вычеркивал отдельные слова и целые куски монолога.

В конце концов, пошло или не пошло то, что мы видим на экране, рассудит время.

- Ну а теперь пожелания для наших горожан!

- Хорошей вам, теплой зимы. Ну, и Новый год на носу, пускай он будет счастливым для вас!


Беседовала Ольга Хлопотова.

Фото автора.


Комментариев нет:

Отправить комментарий