пятница, 8 ноября 2013 г.

ОПАСНАЯ РЕАНИМАЦИЯ СОВЕТСКОГО МИФА

 ОПАСНАЯ РЕАНИМАЦИЯ СОВЕТСКОГО МИФА

Режиссер Владимир Мирзоев, постановщик известных фильмов «Человек, который знал все», «Знаки любви», «Борис Годунов», не первый раз обращается к драматургии лауреата Нобелевской премии по литературе Гарольда Пинтера. В данном случае речь идет о спектакле «Возвращение домой» в главной роли с Максимом Сухановым. В интервью «Трибуне» Владимир Мирзоев объяснил – почему так опасно «круговое движение» для истории России, и предложил свои варианты выхода из этого замкнутого пространства. Он считает, что Россия должна идти по европейскому пути, и тогда возможен прорыв и демократические свободы.


 – Владимир Владимирович, вы неоднократно обращались к творчеству Гарольда Пинтера. Объясните свой интерес к его драматургии?
      – Дважды, в Америке и в России, я ставил пьесу Пинтера «Коллекция». Еще поставил «Любовника», «День рождения», «Предательство». Пинтер – именно тот драматург, с которым мне легко входить в резонанс, что очень важно для режиссера. Мы же не иллюстрируем драматургию «живыми картинками», а через ту или иную пьесу пытаемся «проговорить» свою тему?! Поиск своего драматурга у режиссера происходит также трудно, как поиск актера.

   – Герои пьесы «Возвращение домой» как бы ходят по кругу... Возможно, и мы, россияне, бесконечно ходим кругами?
      – Ощущение того, что мы вновь ходим «по кругу», у меня есть. Идет попытка реанимировать советский миф, что, на мой взгляд, весьма опасно. 20 лет назад мы решили, что строим новую Россию, современную, демократическую, а теперь как будто возвращаемся назад. Я проанализировал, что движение по кругу свойственно тем странам, которые не могут выйти из «традиционалистского кокона» и, грубо говоря, все время «возвращаются домой». В традиционном обществе все завязано на природном цикле: весной – посеяли, осенью собрали урожай, зимой впали в спячку, и вновь – посеяли... Это свойство традиционных обществ, которые существуют в циклическом времени. Поколения живут так, как живут деревья. Поэтому жизнь человека этой цивилизации не сильно отличается от жизни растений.

   – Жизнь Англии, которую Пинтер в 1964 году описал в пьесе «Возвращение домой», тоже «растительная»?
      – Необходимо учитывать, что Пинтер рос в русско-еврейской семье, и опыт его взросления больше относится к России, чем к Англии. Как правило, все истории Пинтера – семейные. Между прочим, если говорить о традиционных обществах, то к ним меньше всего относятся страны Европы. Традиционные общества сегодня – это Иран, отчасти Китай и Индия. Если задасться вопросом: «Чем ситуация в Индии или в Бразилии принципиально отличается от ситуации в России?», то ответ таков: «В России – всегда происходит невероятное устремление в архаику». Вспомним советское общество, которое после Октябрьской революции устремилось в некий земной рай. Казалось, вот пройдет индустриализация, и мы догоним и перегоним Америку. Но в действительности попали в племенные, пещерные отношения! Та ситуация, которая наблюдается сейчас, опасна тем, что может произойти возвращение к примитивной форме государства.

   – Андрей Битов однажды в интервью объяснил, почему наше общество должно набраться терпения: «Россия страдает преждевременностью, и из-за этого пропустила эпоху просвещения. Каждая революция отбрасывает общество назад».
      – Россия скачет по кругу, как цирковая лошадь на манеже. Ей кажется, что она куда-то скачет, но это движение по кругу. Все революции, которые происходили в России, – результат такой безумной скачки по кругу. Когда общество задыхается, тогда и начинаются бунты. Но выход из тупика – не в революции, а в том, чтобы выбраться из циклического времени. Нужно выйти на дорогу, где есть осевой характер, а не круговой. Поэтому проблема России заключается не в скорости движения, а в характере дороги. Всякий раз, когда России удавалось движение вперед, это было связано с осознанием нашей европейской идентичности. Поэтому нужно перестать валять дурака и построить современные общественные институты европейского типа. Только тогда, когда Россия шла по европейскому пути, был прогресс.

   – Владимир Владимирович, не хотелось бы вам поставить спектакль или снять фильм о личности Петра Чаадаева? Ваш взгляд на судьбу России во многом схож с идеями автора «Философических писем», писавшего: «Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя».
      – Петр Яковлевич мне близок, и я во многом солидарен с ним. К сожалению, нет ни пьесы, ни сценария о Петре Чаадаеве. Я бы с радостью поставил о Петре Яковлевиче спектакль или снял фильм. ХIХ век остро интересует меня – от Пушкина до Горького. Личностью Петра Чаадаева навеяна бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума».

     – ХIХ век – любимый век художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, в котором служит ваш любимый актер Максим Суханов. Как вы относитесь к творчеству Туминаса?
        – Мне нравится, что он делает на сцене. У него есть свой язык, своя интерпретация классики, богатый образный ряд. Думаю, для Театра Вахтангова большая удача, что его возглавил Туминас.

   – На Максима Суханова вы ставите спектакли и даете ему главные роли в своих фильмах. Некоторые театральные режиссеры считают, что кино портит актера, а киношники часто предпочитают работать с дилетантами, но только не с мэтрами сцены. Кто из них прав?
        – Актер кино и актер театра – совершенно разные профессии, в чем я уверен на все сто процентов. Сам преподаю и в «ГИТИСе – (РАТИ)» и в Киношколе. Во ВГИКе я вел актерско-режиссерский курс вместе с Сергеем Соловьевым. Моя позиция такова: обучать актеров для театра и кино необходимо по-разному, используя разные методики и технологии. Тогда как в России в театральных вузах нет этого разделения. Далеко не все актеры театра понимают специфику кино, и осуждать их за это нельзя. Более того, в настоящее время у нас практически не готовят актеров для кинематографа или же готовят очень скверно. Есть талантливые актеры, которые через личный опыт открывают для себя профессию киноактера. Есть люди, которые от природы обладают удивительной киногеничностью и, поработав в нескольких проектах, начинают понимать – что от них требуется. Есть актеры, которые смешивают театр и кино, особенно если они долго играли на театральной сцене, и просто не знают, как работать с камерой. Поэтому необходимы курсы, школы по подготовке киноактеров. Что касается тех актеров, с которыми я работаю, то это или мои ученики, или я долго к ним присматриваюсь, изучаю, и когда снимаю тот или иной фильм, точно знаю – какой из них подходит на определенную роль.

   – Ваш сын Павел Мирзоев пошел по вашим стопам и снимает документальные фильмы. В этом году вышел его фильм «Женщина эпохи танго» о последней любви Маяковского – актрисе Веронике Полонской. Как вы относитесь к работам своего сына?
        – Павел снимает неплохое документальное кино. Мне нравится его фильм о поэте и писателе Науме Коржавине. Кстати, сейчас Павел снимает фильм «Земляки» – историю про детей, которые учатся в тех же школах, где когда-то учились знаменитые режиссеры и драматурги – Геннадий Шпаликов, Лариса Шепитько, Андрей Тарковский. Мне кажется, Павел уже готов снять свой художественный фильм, и сейчас он пишет очередной сценарий. Только для молодых режиссеров сейчас не лучшие времена, но есть надежда, что они прорвутся.

"Трибуна", 07.11.2013
Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий