среда, 7 ноября 2012 г.

"Какой же он на самом деле, Ефим Шифрин"


Артист спокойно чувствует себя на эстраде и в театре, на телевидении и в кино. Шифрин давно известен, популярен и, что самое ценное, любим. Он поистине народный артист, даже без всяких званий. Но 99% зрителей России и не подозревают ни о его тонкой душе, ни о его великолепной эрудиции. К тому же зачастую мы часто путаем персонажей с их исполнителями. И сколько бы артист не прикладывал сил, чтобы этой аллюзии не возникало, при упоминании Шифрина сразу вспоминаются его «аншлаговские» герои. После успешного концерта на кохомской сцене наша газета взяла интервью у артиста. Мы попытались узнать, какой же он на самом деле, Ефим Шифрин.


- Ефим, как Вам кохомская публика?
- Я доволен. Я думаю, мы друг другу понравились. В Иванове много раз бывал, а в этих краях - впервые.


- Расскажите о сегодняшней программе.
- Вы знаете, в ней есть номера, с которыми я работаю уже не первый сезон. Это ситуационные монологи - юмор, связанный не со злобой дня, а обращенный к обычным житейским мелочам, передрягам. У меня просто нет сил с ними расстаться. Они годами могут держаться в моем репертуаре. Я их просто расцвечиваю красками нового дня. Для меня сигнал, что с номером надо попрощаться - это отсутствие смеха. Независимо: люблю я его, не люблю, много ему было отдано сил - немного. Если нет отклика в зрительном зале - значит, номер безнадежно устарел. Но в сегодняшней программе было и много нового.

- У Вас потрясающее чувство юмора. Откуда этот дар?
- Моя мама была наделена острым чувством юмора. Она хорошо умела подмечать какие-то людские черты. Если бы жизнь как-то повернулась иначе, она бы смогла пародировать людей. Так что это от нее. А папа? Он больше склонялся к иронии.

- Скажите, а почему Вы бросили филфак?
- А потому что поступил я туда, только чтобы не огорчать родителей. Они не хотели, чтобы я болтался без дела. Поступил, не готовясь. Отнес документы в Латвийский государственный университет и, даже не заглядывая в учебники, сдал все на «пятерки». А потом… В театральных училищах есть такой шанс: до третьего тура не сдавать документы. Я попробовал туда. Но, еще не зная, поступлю я туда или нет, рискнул забрать документы с филфака. Это был жуткий риск. Но меня взяли. И закончилось все тем, чем закончилось.

- Вы - перфекционист? Как Вы оцениваете свою работу?
- Знакомые считают меня перфекционистом. Я все люблю делать «под ключ», как говорят строители. Может быть, потому что я в школе не был отличником. Мне, конечно, могут нравиться или не нравиться результаты моей работы. Меня может смущать или, наоборот, устраивать путь, по которому я иду к тому или иному результату. Но оценить себя со стороны я не могу. Даже включая телевизор и видя свое изображение на концерте или еще где-то, я все равно не могу абстрагироваться от того, что я - это я. Мне очень трудно объективно оценить то, что я делаю. Вот так я к себе отношусь.

- Немногие знают, что Вы пишете прозу. Я почитала. Очень грустная. Вы  грустный человек?
- Совсем нет. Пишу о старости и о смерти. Это потому, что я о них думаю. И считаю, что лукавят те, кто исключает из круга своих размышлений тему смерти.

- Друзей у вас много?
- С годами круг близких даже у самого популярного актера, как это ни странно, не расширяется, а сужается. То есть внешне он выглядит как широкий, за счет случайных знакомых, обрастает внешним кругом. А узкий - становится все уже и уже. Усталость от работы, усталость от прожитых лет не пускает в этот близкий круг лишних людей.

- А какой Вы в быту?
- Моя профессия всему научит. 35 лет назад я вошел в эту кочевую жизнь - и все. И кто бы рядом со мной ни был, кто бы меня ни ждал дома, я знаю, что в дороге я сам должен все уметь. Один. И, естественно, все, что ограничивается простыми бытовыми вещами: поесть, постирать, погладить. Это я все умею.

- Вы внешне такой мужчина накачанный. Такая мускулатура не появляется сама по себе. Увлекаетесь спортом?
- Хожу в качалку. Много лет подряд довольно серьезно тренируюсь. Если хотя бы один день не занимаюсь спортом, чувствую себя не в своей тарелке. А еще я люблю чтение. Читаю даже в дороге. Кроме того, у меня есть свой блог в Интернете. Я к этому отношусь серьезно.

- Вы «подсели» на Интернет? О себе читаете?
- Конечно! Иначе давно бы заболел манией величия. А так - отрезвляет. В минуту, когда тебя «ошпаривают», от несправедливости готов повеситься, но потом понимаешь, что ты - не рубль, чтобы всем нравиться. Но я в Интернет хожу не только за этим. Это океан, в котором мне просто приятно плавать. Специально, конечно, в нем не коротаю время. У меня есть редактор, который мне присылает что-то самое интересное. По Интернету я веду обширную переписку с родственниками, да, и просто с теми, с кем я подружился в сетях. Есть даже ученые, с которыми я завязал переписку благодаря своему блогу. Времени я, и правда, немало провожу за компьютером. Кстати, мой сайт - это относительно новый вид общения со зрителем. Я получаю огромное количество писем, и я знаю, что обо мне думают.

- Вы корректируете себя по претензиям?
- Я мог бы от них отмахнуться, но теперь во всяком случае я понимаю, чем раздражаю зрителей или чем им интересен.

- Ваш учитель Роман Виктюк как-то сказал: «Жизнь - это шифр, который нужно разгадать. Чем точнее подберешь к нему ключ, тем точнее попадешь в свою судьбу». Вы овладели этим шифром? Попали в свою судьбу? 
- Вы знаете, я не очень силен в мистике, но понимаю, что не я пишу сценарий своей жизни. Я только стараюсь его хорошо сыграть. Шифры же, знаки, предзнаменования и прочие намеки судьбы я как раз не очень хорошо слышу и привык себя считать человеком с плохой интуицией. Но я вывел для себя одну формулу: для того, чтобы встретиться со счастьем, надо быть готовым к этой встрече. Надо к этому моменту обязательно что-то уметь. Потому что незаслуженного счастья не бывает. Это я знаю точно. А справедливо ли устроен мир? В отношении счастья там, на небесной раздаче, уверен, существует какой-то прейскурант. На халяву его точно не раздают.

- Какую программу чувствуете Вы?
- Другую профессию я для себя точно не смог бы выбрать, потому что в другом никак бы не состоялся.

- На сцене себя ни разу не изображали?
- Нет. Мне никто такого шанса никогда в жизни не подарил - представить себя такого, каким я себя знаю. Наедине с подушкой, в ванной перед зеркалом, в общении с родными… Поэтому я совершенно спокоен, когда изображаю дурачков или пошлых хамов. Меня с ними мало что связывает. Ну, может быть, я им на прокат отдал некоторые обертоны своего голоса. Но они говорят не моими словами. Они произносят то, что я сам бы никогда не написал.

- А почему Вы не пытаетесь произносить на эстраде то, что сами написали?
- Мне кажется, что на эстраде очень трудно найти такую нишу, где можно было бы быть совершенно самим собой. Да и зачем? Я не работаю в душевном стриптизе. Я просто пытаюсь изображать людей. Мне не нравится эта идея - раскрываться.

- Но ведь на сцене какая-то чужая жизнь живется за вас?
- Но чем я отличаюсь от других актеров? Тогда нам надо пожалеть все актерское сословие. Мне хотя бы повезло - я изображаю смешных людей. А что же делать тем, кто играет страшных бандитов? Мои уродцы хоть как-то забавляют. От этой жизни, которой я живу на сцене, я никак не страдаю. Наоборот - она так замечательно и тепло укрывает меня для моей настоящей жизни. Она создает глухую стенку.

- Если была бы возможность вернуться в прошлое, многое бы стерли из своей жизни? Оглядываясь назад, о многом жалеете?
- Конечно, многое бы постирал. Я не очень понимаю тех людей, которые итожат свою жизнь расхожей фразой: «Если бы мне выпало прожить жизнь сначала, я бы прожил ее также». Ничего не также! Сейчас бы я многое изменил. Да что там… Я бы задержал на этом свете очень многих людей, ушедших раньше, чем мне хотелось.

- Прокомментируйте, пожалуйста, изречение Рассела: «Способность умно наполнить свободное время - есть высшая ступень личной культуры». Есть ли свободное время у Вас, и чем Вы его заполняете?
- Я такой человек, что не люблю ничего не делать. Я все время копаюсь, что-то придумываю. Как сказал Шопенгауэр: «Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать». Свободного времени, чтобы совсем ничего не делать, у меня давно не было, как собственно, и выходных. Есть театр, есть телевидение… Сегодня - я только с поезда. Вчера мы играли спектакль с Татьяной Васильевой в Питере. Две тысячи пятьсот зрителей. Это огромный зал. Затем сел в вечерний поезд, на вокзале меня подхватили на машине и повезли в Тейково. Там я отработал концерт. Потом сразу сюда. Понервничал немного на дороге. За Ногинском какой-то мост чинят. Мы встали на полтора часа. Я же зрителям не объясню, что я даже домой не заезжал.. Поэтому сегодня я немного устал. Голос устал...

Беседовала
Ольга БАЛЯНОВА

"Наше слово" № 130 от 07.11.2012г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий