суббота, 23 июня 2012 г.

"Баллада о песне"



В предыдущем посте - фрагмент из фильма-концерта "Баллада о песне" (1981г.). Приведу небольшой фрагмент из книги режиссера этого фильма Светланы Аннапольской:

"<...> Я всегда старалась создавать телевизионное действо.
     Вот одна такая попытка в 1982 году — «фильм-концерт «Баллада о песне», в котором предстала звучащая в песнях Роберта Рождественского история нашей страны. Фильм-коллаж «Баллада о песне» — попытка театрализовать популярные песни, где все — жест актера, и плакат, и хроника, и кадры из художественных фильмов — должны «играть» на суть, раскрытие внутреннего содержания произведения. «Радуют и новый режиссерский подход к решению темы и появление новых исполнителей, и, конечно, точный подбор стихов» — писала «Советская культура».
     Работать было очень интересно, я подбирала актеров, потому что в «Балладе о песне» должны были звучать стихи Рождественского, потом переходящие в песни оранжировки всех песен и переходы одной мелодии в другую делал очень талантливо Володя Довиденко. Я пригласила театр пантомимы Гедриса Мацкявичуса, и его актеры сделали пантомимы фактически ко всем песням, начиная с «Ах, это свадьба, свадьба...». Кроме того, был включен целый цикл песен, написанный Оскаром Фельцманом к спектаклю «Молодая гвардия». Я задействовала молодых актеров, не певцов, которые пели фрагменты из этих песен. Потом, во второй раз, я пригласила Иттусю, которая создавала образ матери. Пантомима — бойцы в шинелях, а из глубины шла женщина-мать, и она пела песню Фельцмана «Баллада о красках». Володя Довиденко (был у нас такой музыкальный редактор) очень интересно аранжировал, великолепно! А из этой песни выходили потом все отрывки песен из «Молодой гвардии».
     Конечно, эта работа по форме была ни на что не похожа. Получилось новое, нами созданное, телевизионное произведение. Оформление — дорога, уходящая вдаль, а из глубины шли разные плакаты, как вехи времени. Ну, тут, конечно, Жданова попортила мне крови. В принципе она приняла этот спектакль, но стала делать замечания. Во-первых, ей не понравилась фамилия Цитринель — «что это за фамилия?» Я начала выкручиваться, говоря, что это, может быть, итальянская фамилия, молдавская фамилия. Но он был еврей. И она сказала: «Я вас очень прошу, на песнях его еще можете оставить, а вот стихи переснимите с другим актером».
     И мне пришлось переснимать все стихи. Было ужасно неудобно перед Цитринелем. Я взяла вместо него актера Николая Олялина. Он прекрасный актер, и как бы мыслил стихами. У него очень сильное мужское начало и необыкновенные глубокие голубые глаза. Он приезжал на съемки специально из Киева.
     Весь фильм строился на пантомиме, а для Ждановой это было непривычно. И она заставила меня сделать много лишних микширов. Когда появилось лицо матери, то есть Итты крупным планом, Жданова сказала, что она же не русская мать. Я говорила, что она представляет обобщенный образ матери. Тем более, что лицо Итты не носит национального колорита. Но та настояла на своем, и на крупные планы пришлось делать микширом общий план. Это ужасно, когда ты сама портишь свою работу, причем сознательно. Но все равно в фильме остались очень красивые вещи. Роберту Рождественскому фильм понравился, потому что был необычным. А Ждановой ко всему прочему не понравился портрет Юрия Гагарина, переснятый с плаката.
     - Вы можете его заменить?
     - Не могу, он висит в оформлении, а теперь уже снят на пленку.
     - Но это плохой портрет Гагарина!
     - Это же плакат, здесь важно время, космос и отсюда идут песни. Я наезжаю камерой на каждый плакат, — воссоздается эпоха.
     Любой поиск давался с огромным трудом."

Итак, смотрим "Балладу о песне".
"Песня матери" в исполнении Итты Сорской, сестры Светланы Аннапольской - отдельным роликом.


Песни на стихи Роберта Рождественского
Композиторы: Оскар Фельцман (песни из спектакля "Молодая гвардия"), Арно Бабаджанян, Микаэл Таривердиев, Давид Тухманов, Марк Фрадкин, Игорь Шамо 
В роли поэта - Николай Олялин
Сценарий: Роберт Рождественский, Владимир Захаров
Режиссер Светлана Аннапольская
Пантомима: Гедрюс Мацкявичюс
Художник Фотис Петровский










"Песня матери" в исполнении Итты Сорской
(Роберт Рождественский, Оскар Фельман)

Комментариев нет:

Отправить комментарий