четверг, 10 ноября 2005 г.

Золотой Чапай


На праздничном отрезке между Казанской, Днем народного единства и днем Октябрьской революции в Чебоксарах продолжили дело формирования золотого брэнда нашей местности, придуманного два года назад.
Митька, брат, помирает, ухи просит…
Усачи объединились вместо пролетариев
    На этот раз «Золотой Чапай» проходил под лозунгом «Усачи всего мира, объединяйтесь!» и преподнес нам зрелище феерического «золочения» забытой богом и людьми чапаевской скульптуры в маленьком чебоксарском дворике, незабываемой выставки культовых митьков, а также порадовал выступлениями и прогулками по городу тройки заезжих популярных юмористов. Главного усача прошлогоднего праздника Андрея Бильжо в этом году сменил на посту поэт Владимир Вишневский.
    Третий «Чапай» задумывался глобально. Фантазия организаторов («Русское радио» и администрация Чебоксар) била золотым фонтаном. Объединение усачей всех стран, культ залихватских усов, превращение супергероя и знакового персонажа Пелевина в священную корову, анекдоты без границ, выбор дежурной по стране Анки и прочие карнавальные атрибуты широкого мероприятия — достойный конкурент всем Васюкам вместе взятым. Вдохновение сценаристов было ярче прошлогоднего. Однако в реальности все получилось, мягко говоря, скромнее. К карнавалу, как и к коммунизму, еще идти да идти.
    Несмотря на бескрайнюю золотую осень и усилия ведущих, народ не карнавалился. Ни в какую. По крайней мере, до вечерних концертов Шифрина, Арлазорова и Вишневского. Днем же одновременную игру на 30-ти досках в «чапайцы» и выбор Анки наблюдали почему-то немногочисленные в субботу покупатели «Мега Молла», а на покраску памятника собрались лишь окрестные жители улицы И. Франко. Они наседали на заезжих звезд с требованиями анекдота и фотографировали детей рядом с «дядями из телевизора». Особенно досталось Яну Арлазорову, который отказался рассказать анекдот, чем обидел местных мужиков, и про него, как про мужика, сказали все, что думали. Зато оставшимся без анекдота жителям перепало много чего другого. Вишневский прочитал им свежее двустишие, полевая кухня угощала перловкой и ухой «Митька» («Митька, брат, помирает, ухи просит…»). Один из митьков, Дмитрий Шагин, запустил в небо на шарах аж целый проект памятника усам. А наш Чапаевский завод устроил замечательный фейерверк. И все это под песни о Чапаеве.
Митьки от Парижа до Чебоксар
Митьки
    Было бы странно, если бы фестиваль юмора "Золотой Чапай" обошли вниманием знаменитые художники - "митьки", создающие народные легенды. Ведь наш земляк комдив тоже давно к ним причислен.
    По словам идейного вдохновителя творческого объединения Дмитрия Шагина, митьки талантливы в любой области, начиная танцами и заканчивая живописью. Но изобразительное искусство наиболее любимо этими созидателями в тельняшках. Поэтому в первый день фестиваля в Центре современного искусства открылась выставка "Чапаев ЖИВ!"
    Как выяснили ее первые посетители, героический образ Василия Иваныча сопровождает одного из самых известных митьков страны, художника и музыканта Владимира Рекшана, всю его творческую жизнь. На вернисаже Чапаев был представлен во всей своей красе - верхом на коне, ведущим бойцов в атаку, в мирном кругу друзей и даже под водой - как проект памятника в реке Урал. Согласно этому смелому предложению не тонущая голова Чапаева должна возвышаться на волнах Урала вопреки всем историческим реалиям. Кроме того, автор разнообразных Чапаевых тоже запечатлел себя в образе любимого героя. В триптихе, посвященном участникам гражданской войны.
    Однако, как и полагается свободным духом художникам, отношения с официальной живописью и покупателями складываются у митьков пока не очень. То ли тема справедливого дележа имущества богатых не привлекает современных банкиров, то ли сами "тельняшечники" не умеют себя подать. Как рассказал Владимир Тимофеев, своеобразные полотна которого вызвали интерес зрителей, он и сам не очень любит покупателей. Встречает их всегда сухо, чаю не предлагает и шедевры свои старается спрятать от посторонних глаз.
    Что же касается главного Митька всея Руси Дмитрия Шагина, давшего название всенародному движению и являющегося его символом, то он приехал в Чебоксары на фестиваль из самого Парижа. Именно там предпочитает жить и творить художник, прославляющий простоту быта и помыслов. Тем более что во французской столице тоже есть последователи митьковского движения. Они так же носят тельняшки и поют на ломаном русском любимые песни своих кумиров.
Зритель не должен быть дураком
Чапай
    Приезд на "Золотого Чапая-2005" Яна Арлазорова, Ефима Шифрина и Владимира Вишневского - особая гордость устроителей нынешнего действа. Эти люди - постоянные участники фестивалей юмора в Одессе, Сочи, Юрмале. Все они в Чебоксарах впервые, но, получив приглашение на "Чапая", Шифрин, например, сомневаться не стал.
    — Мне этот фестиваль был рекомендован, — поделился он секретом своего согласия. — Альтов сказал: "Позвали? Надо ехать!"
    Чтобы, что называется, напитать артистов разговорного жанра особым духом фестиваля, "Русское радио", патронирующее фестиваль, устроило гостям экскурсию по Чапаевскому музею. Но, кажется, это мероприятие пришлось не по вкусу москвичам. Не прельстившись перспективой разглядывать фото и бумажные документы начала прошлого века и узнав, что рядом стоит дом, в котором родился Чапаев, Арлазоров буркнул:
    — Может, сразу к домику перейдем?

    Актеры — люди подневольные, и их обязанность — принимать правила игры, в которую они вступили. На пресс-конференции маститым юмористам пришлось стать еще и усатыми. Стилист, подобравший им усы, практически довел артистов до неузнаваемости. (Господа, впервые на публике — усатые Шифрин и Арлазоров!) Чувствовалось, что звезды нервничали, но все же мужественно перенесли бросающий в пот клей и спадающие усы. Вишневскому с настоящими усами, конечно, повезло больше всех.
    — Мне уже без усов непривычно — 25 лет ношу. Без них я сам не свой. И жена сказала: больше не сбривай.
    — А я не женатый, — протянул Арлазоров.
    — Ну, какие твои годы, — подколол Шифрин. — Хотя с усами теперь точно не возьмут…
    На вопрос, почему главным усачом выбрали именно его, Владимир Вишневский ответил своим двустишием, потому что все свое творчество просеял на предмет усатости: "Что-то стал я усат, ну а был — загляденье, Это все результат твоего поведенья". Хотя кроме усов у новых "золоточапаевцев" нашлось с Чапаевым еще кое-что общее.
    — Мы с Василием Ивановичем по-прежнему любим женщин, — пояснил Вишневский. — Чапаев — это для нас еще и детство, мы ведь росли на этом фильме. Если перефразировать слова комдива о Фурманове: "Чапаеву не пришлют какого-нибудь замухрышку", то так хочется и про нас сказать: "В Чебоксары на "Золотого Чапая" не пришлют каких-нибудь. Поэтому МЫ здесь".

    Вечером артисты выступали на так называемых "точках". Шифрин — в ДК "Химик", а Вишневский с Арлазоровым — в ДК тракторостроителей. Арлазоров, весь день корчивший всем и вся мину недовольной звезды, вдруг взял и выдал сокровенный секрет своего творчества: "Я сломал стереотип, когда человек подходит к микрофону и наизусть начинает читать репризу. Я актер театра, заканчивал вахтанговское училище. Знаю, что зрителю интересно действие. Я и пытался это сделать. Это одна из форм моего существования на эстраде. Меня часто обвиняли в том, что, мол, он над нами издевается. Напротив, чем больше меня ставят в тупик, тем мне лучше. Я должен быть дураком и шутом, а не зритель... Мне кажется, если я в тупике, а зритель умней, остроумней меня, значит, я выиграл". 
 
Рита Кириллова, Евгения Алексеева, Елена Кириллова
АиФ-Чувашия, [№ 41, октябрь 2005 г.]


Комментариев нет:

Отправить комментарий